The 33 reference contexts in paper M. Serebrianaya Ya., G. Shvetsova-Vodka N., Мария Серебряная Яковлевна, Галина Швецова-Водка Николаевна (2014) “Типология чтения художественной литературы. Этап предчтения // Typology of Reading Fiction. Stage of Pre-Reading” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:1:p:59-65

  1. Start
    1011
    Prefix
    , является приобщение людей к чтению, и особенно к чтению художественной литературы, авторитет и привлекательность которой в глазах молодежи катастрофически падают, вытесняемые другими видами досуговой деятельности. Современные исследователи отмечают «снижение интереса к чтению, сокращение времени на него, замещение его потреблением информации в электронных и символьных формах»
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Между тем известно, что по возможностям морально-этического, духовного воздействия ничто не сравнится с художественной литературой. В этих условиях особенно важно активизировать все средства приобщения нечитающей публики к чтению, поднять престиж художественной литературы, помочь читателям повысить уровень культуры чтения.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    1726
    Prefix
    Поэтому с давних пор различают отдельные его функции, которые называются типами чтения. В частности, Ю.П. Мелентьева, очерчивая контуры общей теории чтения, пишет об истории формирования таких типов чтения, как этическое, утилитарное, эстетическое
    Exact
    [12, с. 56]
    Suffix
    . Она же оперирует понятиями «критическое (или “дерзкое”) чтение» [Там же, с. 53], «учебное чтение» [Там же, с. 54] и др. Мария Яковлевна Серебряная, кандидат педагогических наук, доцент Галина Николаевна Швецова-Водка, профессор кафедры библиотековедения и библиографии Ровенского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук БВ Человек читающий БВ 60 БВ Понятие
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2580
    Prefix
    Например, Ю.М. Лауфер ссылается на статью Е.И. Рыскина, написанную в 1938 г.: «Рыскин предлагал учитывать два типа чтения: для начинающих читателей Рыскин рекомендует свободное чтение без всякой системы»
    Exact
    [8, с. 100]
    Suffix
    . В более поздней статье (1963 г.) Е.И. Рыскин говорит об «одностороннем чтении», «параллельном чтении», «первичном чтении» [15, с. 101, 102], «развлекательном чтении» [Там же, с. 111] и др., комментируя высказывание об активном и пассивном чтении [Там же, с. 107].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3333
    Prefix
    , информационных систем и формированием соответствующей терминологии в книговедении, библиотековедении и библиографоведении, стали популярными понятия «информационные потребности читателей» и «тип читателя». Формирование типов читателей, — объясняет Ю.М. Тугов, — «дает возможность всесторонне определить читателя в качестве объекта воспитательно-образовательного влияния библиографа»
    Exact
    [20, с. 7]
    Suffix
    . Тип читателя — это обобщающий портрет, это модель, при помощи которой достигается главная цель библиотечной деятельности — «организация чтения в помощь всестороннему развитию личности» [Там же].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    4508
    Prefix
    Если по отношению к личности «тип читателя» всегда один-единственный, то «типов чтения» может быть два и больше — в зависимости от разных целей чтения и различных литературных произведений. С.А. Трубников пишет: «...различные роды и жанры литературно-художественных произведений, творчество различных писателей требуют различных типов социально-эстетического отношения»
    Exact
    [19, с. 24]
    Suffix
    . Тем не менее в научной библиотековедческой, библиографоведческой, книговедческой, читателеведческой литературе для характеристики чтения достаточно прочно привилось понятие «тип читателя». Возможно, определенную роль в этом сыграл авторитет классика книговедения Н.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4994
    Prefix
    Рубакина, который в книге «Психология читателя и книги» дал свое определение понятия «тип читателя»: «Всякий тип определяется некоторою совокупностью... психических переживаний и групп этих последних»
    Exact
    [14, с. 162]
    Suffix
    . Знание, учение о типах в научной литературе принято называть «типологией». Единичные же примеры осуществления классификации читателей логичнее называть типизациями. В этом смысле употреблял термин «типизация» книговед А.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5239
    Prefix
    Знание, учение о типах в научной литературе принято называть «типологией». Единичные же примеры осуществления классификации читателей логичнее называть типизациями. В этом смысле употреблял термин «типизация» книговед А.М. Ловягин
    Exact
    [9, с. 75]
    Suffix
    . Ю.М. Тугов посчитал целесообразным замену термина «типизация» термином «типологизация»: «В процессе типологизации (типизации) создается особое понятие — тип читателя» [20]. Однако с отождествлением названных понятий согласиться трудно.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5420
    Prefix
    В этом смысле употреблял термин «типизация» книговед А.М. Ловягин [9, с. 75]. Ю.М. Тугов посчитал целесообразным замену термина «типизация» термином «типологизация»: «В процессе типологизации (типизации) создается особое понятие — тип читателя»
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Однако с отождествлением названных понятий согласиться трудно. Типизация означает формирование типов некоторых объектов. Термин «типологизация» означает применение одного из способов группировки явлений, а именно: не по одному признаку, а одновременно по нескольким, чем и отличается понятие «тип» от «вида».
    (check this in PDF content)

  9. Start
    6241
    Prefix
    В результате можно говорить о формировании целого направления в науках, изучающих читателя, — типологии читателей художественной литературы. В последние годы опубликовано большое количество работ (В.Я. Аскаровой
    Exact
    [1]
    Suffix
    , В.А. Бородиной [3], А.И. Китаевой [6], Ю.П. Мелентьевой [11] и др.), в которых выстраиваются хронологические цепочки типизаций, основанных на разных критериях. Среди рассмотренных типизаций обнаруживаются такие, в которых читатели группируются независимо от содержания интересующей их литературы.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6262
    Prefix
    В результате можно говорить о формировании целого направления в науках, изучающих читателя, — типологии читателей художественной литературы. В последние годы опубликовано большое количество работ (В.Я. Аскаровой [1], В.А. Бородиной
    Exact
    [3]
    Suffix
    , А.И. Китаевой [6], Ю.П. Мелентьевой [11] и др.), в которых выстраиваются хронологические цепочки типизаций, основанных на разных критериях. Среди рассмотренных типизаций обнаруживаются такие, в которых читатели группируются независимо от содержания интересующей их литературы.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6281
    Prefix
    В результате можно говорить о формировании целого направления в науках, изучающих читателя, — типологии читателей художественной литературы. В последние годы опубликовано большое количество работ (В.Я. Аскаровой [1], В.А. Бородиной [3], А.И. Китаевой
    Exact
    [6]
    Suffix
    , Ю.П. Мелентьевой [11] и др.), в которых выстраиваются хронологические цепочки типизаций, основанных на разных критериях. Среди рассмотренных типизаций обнаруживаются такие, в которых читатели группируются независимо от содержания интересующей их литературы.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    6303
    Prefix
    В результате можно говорить о формировании целого направления в науках, изучающих читателя, — типологии читателей художественной литературы. В последние годы опубликовано большое количество работ (В.Я. Аскаровой [1], В.А. Бородиной [3], А.И. Китаевой [6], Ю.П. Мелентьевой
    Exact
    [11]
    Suffix
    и др.), в которых выстраиваются хронологические цепочки типизаций, основанных на разных критериях. Среди рассмотренных типизаций обнаруживаются такие, в которых читатели группируются независимо от содержания интересующей их литературы.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    7193
    Prefix
    Психологи, изучающие процесс нервной деятельности человека, называют соответствующие этапы деятельности преддействием, действием и последействием. Л.И. Беляева назвала первый этап читательской деятельности «предфазой чтения»
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Этот же термин использует и Ю.М. Тугов [20]. Н.В. Збаровская в своем диссертационном исследовании указывает, что уже в 1920—1930-х гг. книговеды применяли понятие «этап предчтения» [5]. Следуя традиции и логике русского языка, будем называть этапы читательской деятельности так: предчтение, непосредственное восприятие текста произведения и послечтение.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    7237
    Prefix
    Психологи, изучающие процесс нервной деятельности человека, называют соответствующие этапы деятельности преддействием, действием и последействием. Л.И. Беляева назвала первый этап читательской деятельности «предфазой чтения» [2]. Этот же термин использует и Ю.М. Тугов
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Н.В. Збаровская в своем диссертационном исследовании указывает, что уже в 1920—1930-х гг. книговеды применяли понятие «этап предчтения» [5]. Следуя традиции и логике русского языка, будем называть этапы читательской деятельности так: предчтение, непосредственное восприятие текста произведения и послечтение.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    7380
    Prefix
    Беляева назвала первый этап читательской деятельности «предфазой чтения» [2]. Этот же термин использует и Ю.М. Тугов [20]. Н.В. Збаровская в своем диссертационном исследовании указывает, что уже в 1920—1930-х гг. книговеды применяли понятие «этап предчтения»
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Следуя традиции и логике русского языка, будем называть этапы читательской деятельности так: предчтение, непосредственное восприятие текста произведения и послечтение. Типизации читателей различаются по отношению к той или иной фазе читательской деятельности: одни рассматривают только первый этап читательской деятельности — предчтение; другие — только второй этап — непосредственное восприят
    (check this in PDF content)

  16. Start
    8374
    Prefix
    Мелентьева пишет: «...проблема дифференциации, выделения читательских типов, обозначенная еще в начале ХХ века и от решения которой, как тогда казалось, полностью зависит эффективность библиотечного обслуживания, оказалась чрезвычайно сложной и не решена до сих пор»
    Exact
    [11, с. 75]
    Suffix
    . Имея в виду универсальную классификацию читателей, независимую от содержания литературы, Ю.П. Мелентьева отмечает: «Анализ типологий ясно показывает их условность. Очевидно, что читательская аудитория весьма сложна, как сложен и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    8888
    Prefix
    Очевидно, что читательская аудитория весьма сложна, как сложен и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения. Сегодня очевидно, что единой универсальной классификации, о которой мечтал Н.А. Рубакин, быть, видимо, не может, что выводит эту проблему из числа актуальных»
    Exact
    [11, с. 78]
    Suffix
    . Вероятнее всего, единая универсальная классификация читателей и не нужна. В свободном демократическом обществе, где наибольшее внимание уделяется личности и индивидуальности, гораздо большее значение приобретает такая типизация, которая в состоянии учесть как можно больше индивидуальных особенностей.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    9984
    Prefix
    Соколов называет спонтанной (стихийной, субъективной) и которая формируется «под действием мотивирующих факторов (интересов, ценностных ориентаций, установок), выступающих в качестве внутреннего возбудителя, активизировавшегося из-за рассогласования между наличным и желаемым (но не необходимым) для субъекта состоянием дел»
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Отметим, что аналогичное суждение в отношении читателя высказывал Б.Г. Умнов еще в 1977 г.: «Реальный читатель в конкретной ситуации выбора книг и чтения не прибегает к теоретическому анализу соотношения своих потребностей, интересов, способностей и других читательских свойств.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    10673
    Prefix
    В качестве обобщенного состояния выступает читательский настрой — образование, которое характеризует тональность и степень предметной направленности психического состояния человека в каждый данный отрезок времени»
    Exact
    [21, с. 53]
    Suffix
    . Главным содержанием и целью предчтения является выбор литературы для чтения. Историческую глубину этой цели отмечает Ю.П. Мелентьева: «Этот аспект чтения осознавался уже античными авторами (например, Сенекой), которые видели в выборе показатель культуры, приобщенности к высокой культуре» [12, с. 54].
    (check this in PDF content)

  20. Start
    10979
    Prefix
    Историческую глубину этой цели отмечает Ю.П. Мелентьева: «Этот аспект чтения осознавался уже античными авторами (например, Сенекой), которые видели в выборе показатель культуры, приобщенности к высокой культуре»
    Exact
    [12, с. 54]
    Suffix
    . Первая фаза читательской деятельности — предчтение — не всегда имеет зафиксированное БВ 62 БВ Человек читающий сознанием данной личности начало. Предчтение может либо осуществиться мгновенно, либо длиться как угодно долго.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    11946
    Prefix
    Герой романа Джека Лондона Мартин Иден заинтересовался творчеством поэта Суинберна, фамилию которого он даже не смог правильно произнести, только потому, что случайно в доме товарища ему попался на глаза том стихотворений, одно из которых он прочитал
    Exact
    [10, с. 3]
    Suffix
    . В романе нобелевского лауреата Орхана Памука «Новая жизнь» героя привлекла книга, забытая понравившейся ему девушкой [13]. В других случаях интерес к чтению по той или иной теме, проблеме может формироваться медленно и постепенно, выкристаллизовываясь, накапливаясь, возрастая на основе прочитанной прежде литературы, либо серии бесед с родителями, товарищами, друзьями, собственных размышлений
    (check this in PDF content)

  22. Start
    12075
    Prefix
    Герой романа Джека Лондона Мартин Иден заинтересовался творчеством поэта Суинберна, фамилию которого он даже не смог правильно произнести, только потому, что случайно в доме товарища ему попался на глаза том стихотворений, одно из которых он прочитал [10, с. 3]. В романе нобелевского лауреата Орхана Памука «Новая жизнь» героя привлекла книга, забытая понравившейся ему девушкой
    Exact
    [13]
    Suffix
    . В других случаях интерес к чтению по той или иной теме, проблеме может формироваться медленно и постепенно, выкристаллизовываясь, накапливаясь, возрастая на основе прочитанной прежде литературы, либо серии бесед с родителями, товарищами, друзьями, собственных размышлений по поводу неких жизненных реалий, положения в стране и мире, свершившихся событий и пр.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    13498
    Prefix
    Он характеризуется определенной беспомощностью, малой активностью, часто пассивностью предчитателя, нуждающегося в помощи, консультациях, иногда в руководстве. Любопытны рассуждения на этот счет Б.Г. Умнова, который утверждает, что «читатель активен при выборе и восприятии произведений печати»
    Exact
    [21, с. 45]
    Suffix
    , однако развивает свою мысль следующим образом: «Чтение остается социально управляемым процессом, испытывающим влияние, в частности, и со стороны библиотекаря-библиографа» [Там же]. Е.П. Крупник говорит о том, что предчтение перетекает во второй этап — восприятие.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    14061
    Prefix
    Действительно, второй этап осуществляется на основе решения, принятого на первом. Однако прямой зависимости второго этапа от первого не существует. Е.П. Крупник пишет, что «отношение к художественному произведению формируется до встречи с самим произведением»
    Exact
    [7, с. 69]
    Suffix
    . Иногда оно действительно соответствует желаемому, и читатель на втором этапе воспринимает то произведение, которое наметил на этапе выбора. Однако выбранную для чтения книгу можно и не читать, если начало чтения покажет, что ожидания предчитателя не оправдались.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    15356
    Prefix
    Начинается он с возникновения проблемной ситуации, которая заключается в том, что после прочтения выбранной ранее книги, индивид оказывается в противоречивом положении: с одной стороны, у него существует потребность продолжить свое чтение, с другой — он еще не имеет предмета этой потребности»
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Весь этап предчтения протекает в двух пространствах, в двух средах. Первая часть этапа не ограничена ни пространством, ни временем, она питается неограниченной информацией, не имеющей конкретных избирательно направленных целей — это метаинформация, получаемая в результате метакоммуникации.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    15859
    Prefix
    По словам Е.П. Крупника, это «метакоммуникация в широком смысле, когда формируется общественное мнение о художественном произведении, группе художественных произведений, художественном направлении»
    Exact
    [7, с. 67]
    Suffix
    . Как правило, оно складывается под влиянием разного рода учебных, воспитательных, рекламных, агитационно-пропагандистских действий писателей, журналистов, школьных учителей, вузовских преподавателей.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    18101
    Prefix
    Мелентьева полагает, что «уточнение читательского запроса — необходимый этап его выполнения — сводится, в сущности, к выявлению наибольшего соответствия запроса с читательским интересом и читательской потребностью пользователя»
    Exact
    [11, с. 152]
    Suffix
    . В научных целях в лабораторных условиях ученые-экспериментаторы создают особую систему установок и «ожиданий», которые «в узком смысле предопределяют конкретный выбор художественного произведения» [7, с. 68].
    (check this in PDF content)

  28. Start
    18314
    Prefix
    В научных целях в лабораторных условиях ученые-экспериментаторы создают особую систему установок и «ожиданий», которые «в узком смысле предопределяют конкретный выбор художественного произведения»
    Exact
    [7, с. 68]
    Suffix
    . Эта система является подобием, аналогом тех библиотечнобиблиографических методов и форм обслуживания, которые разработаны библиотечной наукой и практикой. Ю.П. Мелентьева относит к ним, среди прочих методов индивидуального обслуживания, индивидуальные беседы (ориентирующие, тактические, корректирующие) и индивидуальные рекомендации [11, с. 168].
    (check this in PDF content)

  29. Start
    18664
    Prefix
    Эта система является подобием, аналогом тех библиотечнобиблиографических методов и форм обслуживания, которые разработаны библиотечной наукой и практикой. Ю.П. Мелентьева относит к ним, среди прочих методов индивидуального обслуживания, индивидуальные беседы (ориентирующие, тактические, корректирующие) и индивидуальные рекомендации
    Exact
    [11, с. 168]
    Suffix
    . Особая роль в процессе выбора принадлежит руководителю чтения, каков бы ни был его социальный статус. В 1990-е гг. некоторые авторы заклеймили понятие «руководство чтением» как якобы присущее командной тоталитарной общественной системе.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    19552
    Prefix
    Мелентьева, подчеркивая роль рекомендательной деятельности, отмечает: «...чтение амбивалентно. Положительный или отрицательный заряд ему придают интенции читающего (и пишущего). А также — добавим — рекомендующего, обучающего»
    Exact
    [12, с. 58]
    Suffix
    . Несмотря на относительную новизну понятия «предчтение», помощь на этом этапе читательской деятельности осуществляли многие замечательные люди прошлого. Например, харьковская учительница Х.Д. Алчевская, составившая трехтомный библиографический указатель «Что читать народу», и великий российский библиограф Н.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    20378
    Prefix
    Такую же цель преследовали крупнейшие библиотеки страны, когда выпускали серии продуманных по содержанию и красочных по оформлению рекомендательных библиографических пособий. К этому же стремятся известные БВ 64 БВ писатели Дмитрий Быков и Михаил Успенский, когда целый час по радио «Эхо Москвы» обсуждают, какие книги непременно стоит прочитать российскому юношеству
    Exact
    [4]
    Suffix
    , или публичные библиотеки, которые постоянно проводят литературные вечера и презентации книг, оформляют книжные выставки. Все перечисленные формы работы представляют собой помощь читателям, находящимся в фазе предчтения, ориентиры в выборе книг.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    21677
    Prefix
    выборе книг (критика, рекомендательная библиография, квалифицированный библиотекарь), но есть и сомнительные и плохие советчики (люди с мещанскими вкусами, эстетски малоразвитые люди; плохую услугу читателю часто оказывает мода на книгу)... необходимо более углубленно исследовать причины, вследствие которых плохие советчики часто пользуются у читателей большим влиянием и успехом, чем хорошие»
    Exact
    [15, с. 104]
    Suffix
    . Многие современные исследователи замечают негативную роль школьного преподавания литературы в последующем отношении пользователей библиотек к классической литературе. М.М. Самохина уверена, что «не надо преподавать литературу, потому что это отвращает большинство школьников от чтения классики... возражаю против литературы как школьного предмета» [16, с. 100].
    (check this in PDF content)

  33. Start
    22041
    Prefix
    Многие современные исследователи замечают негативную роль школьного преподавания литературы в последующем отношении пользователей библиотек к классической литературе. М.М. Самохина уверена, что «не надо преподавать литературу, потому что это отвращает большинство школьников от чтения классики... возражаю против литературы как школьного предмета»
    Exact
    [16, с. 100]
    Suffix
    . Немаловажную роль в выборе произведения для чтения играют и особенности личности читателя. Предчтение осуществляется в условиях внутренней противоречивости субъекта, неопределенности и динамизма его свойств и характеристик, его психологических отличий, особенностей его мыслительной деятельности, его сознания.
    (check this in PDF content)