The 21 reference contexts in paper A. Usatchev S., Андрей Усачев Сергеевич (2014) “Состав заказчиков русских рукописных книг XVI века (на основе фондов Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки) // Composition of the Ordering Customers of the Russian Manuscript Books of the XVI Century (Basing on the Collections of the Scientific Research Department of Manuscripts of the Russian State Library)” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:1:p:50-58

  1. Start
    2648
    Prefix
    Для удобства изложения материал об инициаторах переписки книг распределен по группам заказчиков. Духовные лица Эпоха Средневековья отмечена безусловным преобладанием книг, заказанных и написанных духовными лицами. Россия XVI в. не была исключением из этого правила (например, см.
    Exact
    [7; 10—12; 34]
    Suffix
    ). Число книг, заказанных представителями белого и черного духовенства, в фондах НИОР РГБ весьма значительно. О каких именно книгах и о каком их числе идет речь? Приступая к поискам ответа на этот вопрос, отметим одну особенность данного архивохранилища — в нем представлены большие коллекции рукописей Иосифо-Волоколамского [14] и Троицкого [25] монастырей.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2989
    Prefix
    О каких именно книгах и о каком их числе идет речь? Приступая к поискам ответа на этот вопрос, отметим одну особенность данного архивохранилища — в нем представлены большие коллекции рукописей Иосифо-Волоколамского
    Exact
    [14]
    Suffix
    и Троицкого [25] монастырей. Это обстоятельство и определяет значительное число в нем книг, связанных с этими обителями. В 1511/12 г. «повелением» основателя волоколамской обители Иосифа Волоцкого (1479—1515) был переписан Апостол «рукою грешнаго инока Ферапонта» ([14, No 426, л. 497 об.]; здесь и далее даты настоятельства приводятся по справочнику П.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3006
    Prefix
    О каких именно книгах и о каком их числе идет речь? Приступая к поискам ответа на этот вопрос, отметим одну особенность данного архивохранилища — в нем представлены большие коллекции рукописей Иосифо-Волоколамского [14] и Троицкого
    Exact
    [25]
    Suffix
    монастырей. Это обстоятельство и определяет значительное число в нем книг, связанных с этими обителями. В 1511/12 г. «повелением» основателя волоколамской обители Иосифа Волоцкого (1479—1515) был переписан Апостол «рукою грешнаго инока Ферапонта» ([14, No 426, л. 497 об.]; здесь и далее даты настоятельства приводятся по справочнику П.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3358
    Prefix
    В 1511/12 г. «повелением» основателя волоколамской обители Иосифа Волоцкого (1479—1515) был переписан Апостол «рукою грешнаго инока Ферапонта» ([14, No 426, л. 497 об.]; здесь и далее даты настоятельства приводятся по справочнику П.М. Строева
    Exact
    [33]
    Suffix
    ). Ссылки на свою «грешность», «многогрешность», «худость» и т. д. — неотъемлемая часть творчества не только писцов, но и всех древнерусских писателей эпохи Средневековья [8]. Вскоре — в 1513/14 г. — в стенах волоколамской обители по указанию того же лица был переписан еще один Апостол иноком Ферапонтом [14, No 427, л. 431 об.—432].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3534
    Prefix
    основателя волоколамской обители Иосифа Волоцкого (1479—1515) был переписан Апостол «рукою грешнаго инока Ферапонта» ([14, No 426, л. 497 об.]; здесь и далее даты настоятельства приводятся по справочнику П.М. Строева [33]). Ссылки на свою «грешность», «многогрешность», «худость» и т. д. — неотъемлемая часть творчества не только писцов, но и всех древнерусских писателей эпохи Средневековья
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Вскоре — в 1513/14 г. — в стенах волоколамской обители по указанию того же лица был переписан еще один Апостол иноком Ферапонтом [14, No 427, л. 431 об.—432]. К 1518/19 г. относится переписка рукописи, содержащей Толкование на видения пророка Даниила св.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4810
    Prefix
    В выходной записи этой рукописи, как и в предыдущей, писцы сочли необходимым отметить, что книга писалась при новгородском архиепископе Макарии, которому Иосифов монастырь подчинялся в церковном отношении и с которым волоколамские иноки поддерживали книжные связи
    Exact
    [4, с. 215—217]
    Suffix
    . Благодаря усилиям волоколамского писца Митьки Кульпы в 1566/67 г. на свет появился Торжественник, который писался «повелением» игумена Леонида (1563—1566) [14, No 487, л. 5]. Хронологически наиболее ранней из рассматриваемых рукописей XVI в., созданных в ТроицеСергиевом монастыре, является сборник Слов Иоанна Златоуста, переписанный в 1523/24 г. «по благословению и замышлением» игумена Порфир
    (check this in PDF content)

  7. Start
    6425
    Prefix
    В 1526 г. была переписана «Лествица» Иоанна Лествичника «по благословению господина строителя Касиана голутвиньскаго с Богоявленскыа книги». Писал ее инок дьякон Мисаил [25, No 159, л. 385]. Вероятно, речь шла о коломенском Голутвинском Богоявленском монастыре, основанном еще в XIV в. (о нем см.
    Exact
    [5, с. 96—97]
    Suffix
    ). Кирилловский инок Иона Коза в 1541/42 г. переписал сборник «по благословению» игумена этой обители Афанасия (Палецкого) (1539—1551) [16, No 6456, л. 1—2]. Иосифо-Волоколамский монастырь БВ 51 Книга и время В 1543 г. в находящемся в пределах ростовской епархии Сретенском монастыре (в записи упомянут ростовский архиепископ Алексей) был переписан Златоуст «повелением» его игумена «Еулъфимия»
    (check this in PDF content)

  8. Start
    7058
    Prefix
    Иосифо-Волоколамский монастырь БВ 51 Книга и время В 1543 г. в находящемся в пределах ростовской епархии Сретенском монастыре (в записи упомянут ростовский архиепископ Алексей) был переписан Златоуст «повелением» его игумена «Еулъфимия» Нечайкою Кондратовым сыном Шуршина [13, No 758, л. 178 об.]. К 1547/48 г. относится переписка Апостола в Спасо-Евфимьевом Сянжемском монастыре (о нем см.
    Exact
    [6, с. 325—326]
    Suffix
    ) по указанию его игумена Елисея. Любопытно, что писец, в соответствии с традицией адресуя читателю просьбы не «клясть» его за допущенные ошибки, специально отмечает их причину: «писал есмь худым умом и несвершенным разумом книжным, а тогды я был 20 годов» [13, No 151, л. 399 об.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    7522
    Prefix
    , в соответствии с традицией адресуя читателю просьбы не «клясть» его за допущенные ошибки, специально отмечает их причину: «писал есмь худым умом и несвершенным разумом книжным, а тогды я был 20 годов» [13, No 151, л. 399 об.]. В 1557/58 г. был переписан Апостол в одном из относительно малозаметных монастырей — переяславском Никольском, основанном Дмитрием Прилуцким еще в XIV в. (о нем см.
    Exact
    [6, с. 220]
    Suffix
    ). Писал книгу инок Иов по повелению игумена этой обители Вассиана. Любопытно отметить, что писец счел нужным указать читателю на возраст русского царя, подчеркнув, что «в те поры государь был православныи царь лет трицати без двою» [19, No 405, л. 446—447 об.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    10265
    Prefix
    Очевидно, что сведения о проведении сверки текстов по различным источникам из книгохранилищ разных ТроицеСергиева лавра обителей повышали «вес» рукописи и служили своего рода «гарантией» каноничности евангельского текста. Последний, судя по накопленным в науке данным, в средневековой Руси далеко не всегда был стабилен
    Exact
    [2, с. 217]
    Suffix
    . Немалый интерес к переписке книг уделяли представители белого духовенства, выступая как в роли писцов, так и заказчиков книг. К 1551 г. относится переписка служебной минеи на март и апрель, выполненная Даньшей Григорьевым сыном.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    10694
    Prefix
    К 1551 г. относится переписка служебной минеи на март и апрель, выполненная Даньшей Григорьевым сыном. Работа велась «повелением» «священноерея Иванна Иваньского попа Исаакова сына в обитель Рождества святаго и славнаго пророка и предотечя крестителя Иванна на Завеличие» (т. е. во Пскове)
    Exact
    [13, No 14, л. 362—362 об.]
    Suffix
    . О бытовании Просветителя Иосифа Волоцкого в среде белого духовенства дает представление запись на списке этого памятника. Она сообщает, что он был выполнен в 1556/57 г. «повелением» священника петровской церкви Василия Васильева сына Кишатина «рукою многогрешною Ивашка Степанова сына Михаилова» [20, No 530, л. 340 об.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    11856
    Prefix
    В 1593 г. в Тотьме «повелением и строением» священника Макария Львова сына был переписан Златоуст, который писал Матюша Григорьев сын Маленин [24, No 124, л. 165]. Знатные светские лица Среди представителей светской элиты XVI в. (об ее книжных заказах подробнее см.
    Exact
    [35—38]
    Suffix
    ) выделяется фигура Ивана IV, который проявлял немалый интерес к книжности. В НИОР РГБ сохранилась служебная минея на август, переписанная «повелением благовернаго и христолюбиваго государя царя и великаго князя Ивана Василиевича всея Русии» «в Новом граде в Слободе» [20, No 332, No 390] (т. е. в Александровой слободе, в которой были выполнены и некоторые другие заказы царя; о них подробнее
    (check this in PDF content)

  13. Start
    13265
    Prefix
    Вероятно, рукопись писалась для вклада в одоевский Анастасьин монастырь Рождества Богородицы. Он находился на территории удела князей Воротынских, которые, по-видимому, являясь его ктиторами, неоднократно делали в него вклады (о нем см.
    Exact
    [6, с. 54]
    Suffix
    ). Помимо данной книги, написанной по заказу М.И. Воротынского, источники сохранили сведения и о других книгах (как рукописных, так и старопечатных), принадлежавших его брату Александру [36]. К 1543/44 г. относится написание Евангелия-апракоса «повелением» Александра ИваноМиниатюры Псалтыри, вложенной Д.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    13462
    Prefix
    Он находился на территории удела князей Воротынских, которые, по-видимому, являясь его ктиторами, неоднократно делали в него вклады (о нем см. [6, с. 54]). Помимо данной книги, написанной по заказу М.И. Воротынского, источники сохранили сведения и о других книгах (как рукописных, так и старопечатных), принадлежавших его брату Александру
    Exact
    [36]
    Suffix
    . К 1543/44 г. относится написание Евангелия-апракоса «повелением» Александра ИваноМиниатюры Псалтыри, вложенной Д.И. Годуновым в Троице-Сергиев монастырь [15, No 70, л. 88] БВ 53 Книга и время вича Вяземского «многогрешным» дьяком Суровцом [21, No 116, л. 357].
    (check this in PDF content)

  15. Start
    14333
    Prefix
    В 1519 г. в великокняжеском Новом селе (под Вязьмой) «наймом» Ивана Григорьевича Годунова писец Сидор Григорьев сын переписал Трефологий [13, No 1740, л. 410 об.]. Судя по всему, Сидор являлся профессиональным писцом, выполнявшим заказы по переписке книг (подробнее см.
    Exact
    [30, с. 139—149]
    Suffix
    ). Уникальным памятником книжного дела являются созданные, вероятно, в одном из кремлевских скрипториев так называемые Годуновские псалтыри (1594—1600) — 10 иллюминированных книг. Они были написаны по поручению боярина Д.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    14702
    Prefix
    Уникальным памятником книжного дела являются созданные, вероятно, в одном из кремлевских скрипториев так называемые Годуновские псалтыри (1594—1600) — 10 иллюминированных книг. Они были написаны по поручению боярина Д.И. Годунова (ум. 1605) — дяди царя Б.Ф. Годунова, сына И.Г. Годунова. Переписанные, несомненно, профессиональными писцами
    Exact
    [10, с. 32]
    Suffix
    рукописи были вложены в Успенский и Архангельский кремлевские соборы, Чудов, Троицкий, Новодевичий, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, костромской Ипатьевский и калязинский Макарьевский монастыри (адресат одной рукописи не указан).
    (check this in PDF content)

  17. Start
    15757
    Prefix
    В третьей четверти XVI в. (точной даты выходная запись не содержит) по заказу потомка ростовских князей Ю.И. Темкина-Ростовского (ум. 1561) был переписан богослужебный сборник. Книга «положена бысть к Николе Чудотворцу в Халдеево» (в церковь принадлежащего ему села)
    Exact
    [27, No 5, л. 4—15]
    Suffix
    . Иные лица Особую группу среди светских заказчиков книг составляют лица, представлявшие иные социальные группы. Судя по тому, что они заказывали книги, которые в XVI в. стоили недешево (в среднем от полтины до 2—3 руб.) [1, с. 14—15, 46—47, 51—52, 54—57, 61—65, 74, 81], надо думать, что в имущественном отношении они представляли далеко не беднейшие слои.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    17531
    Prefix
    Примерно в это же время — в 1550/51 г. — другой сборник был переписан «в дом» (церковь или монастырь) «к Рождеству святой Богородицы» «повелением» Семена Степанова сына Зеленово, а «потружением» (т. е. трудом писца) Ануфрия Иванова сына, переяславца
    Exact
    [28, No 33, л. 583]
    Suffix
    . «Замышлением» Андрея Микитина сына Мичковского «свершен бысть» и вложен во Введенскую церковь в 1563/64 г. Трефолой [24, No 287, л. 298—310]. Благодаря «устроению» «государя» Немирки — Бориса Тимофеевича — первый в 1567 г. переписал Триодь цветную «во храм Николы Чюдотворца и Сергия Чюдотворца» (вероятно, в приходскую церковь) [17, No 328, л. 421].
    (check this in PDF content)

  19. Start
    23279
    Prefix
    В случае с представителями знати, а возможно и некоторыми зажиточными представителями средних слоев, судя по всему, речь шла о ктиторах, которые обеспечивали «свои» церкви и монастыри всем необходимым, в том числе и богослужебной литературой (и те и другие, строго говоря, продолжали оставаться в их собственности) (о ктиторах приходских церквей в XVI—XVII вв. см.
    Exact
    [32, с. 42—76]
    Suffix
    ). Косвенно в пользу нашего предположения говорит и состав книг — 17 книг из 21 (т. е. 81%) — имеют непосредственное отношение к богослужению (Евангелия, служебные минеи и т. д.). Иными словами, эти книги могли использоваться преимущественно в храмах, как в приходских, так и в монастырских.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    24533
    Prefix
    весьма значительный материал (акты, записи на книгах, писцовые книги и т. д.), заметил: несмотря на то что крестьяне индивидуально или коллективно заказывали переписку книг, они не располагали более или менее крупными библиотеками. Все (или почти все) написанные по их поручению книги поступали в так называемые волостные библиотеки, которые находились при приходе, т. е. при сельской церкви
    Exact
    [9, с. 70]
    Suffix
    . Таким образом, большинство или, во всяком случае, значительная часть книг, переписанных по указанию светских лиц (независимо от их социального статуса) предназначалось либо для монастырей, либо (вероятно, чаще) для приходских церквей.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    25067
    Prefix
    Это, конечно, не исключает наличия среди них высокообразованных интеллектуалов, таких как А.М. Курбский, В.М. Тучков, А.Ф. Адашев, Иван IV и др., которые могли заказывать книги для собственного потребления. Последняя категория лиц, однако, была не слишком многочисленной (о них см.
    Exact
    [35, 38]
    Suffix
    ). * * * Подводя итоги, отметим, что материал выходных записей дает нам возможность прояснить ряд важных моментов в истории создания рукописных книг XVI в., ныне хранящихся в НИОР РГБ. Выясняется, что по географии написания они охватывали почти всю территорию Русского государства этой поры.
    (check this in PDF content)