The 24 reference contexts in paper Valentina Borodina A., Валентина Бородина Александровна (2013) “Наследие Н.А. Рубакина: уроки прошлого // Heritage of N. Rubakin: Lessons from the Past” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2013:i:1:p:66-71

  1. Start
    1558
    Prefix
    Остановимся на некоторых аспектах его наследия, из которых можно извлечь уроки на сегодня и перспективу. Понимание чтения как стратегии жизни Такая трактовка чтения — один из базовых уроков Н.А. Рубакина
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Вне чтения немыслимо развитие человечества и человека. Чтение и жизнь неразрывно связаны. Слово «жизнь» часто встречается у Рубакина в анализе чтения как жизнедеятельностного явления. Николай Александрович неоднократно отмечал, что главная суть книги — в жизни.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2181
    Prefix
    ЧтеВалентина Александровна Бородина, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук ние книг — это лишь начало дела. Творчество жизни — вот цель. «Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием»
    Exact
    [4, с. 12]
    Suffix
    (Курсив Н.А. Рубакина и далее по тексту). Критерием обладания знанием является утверждение: «...Когда я это знание сумел применить к жизни, к делу, понимая это применение в широком смысле слова.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2438
    Prefix
    Критерием обладания знанием является утверждение: «...Когда я это знание сумел применить к жизни, к делу, понимая это применение в широком смысле слова... Верховный судья всякого знания и теории—жизнь»
    Exact
    [4, с. 59]
    Suffix
    . В жизненную систему Н.А. Рубакин включал три круга жизни: интимную, социальную, космическую. Этим кругам жизни соответствуют и круги чтения. Он отмечал: «Существует и может существовать одна-единственная система, и имя ей — жизнь».
    (check this in PDF content)

  4. Start
    2765
    Prefix
    Этим кругам жизни соответствуют и круги чтения. Он отмечал: «Существует и может существовать одна-единственная система, и имя ей — жизнь». Считал очень важным «...набросать, по схеме жизни, схему знания и понимания ее...»
    Exact
    [4, с. 33]
    Suffix
    . Но самое главное для XXI века — космическое понимание им смысла соответствия кругов жизни кругам чтения. Определение «космическое» неоднократно звучит в трудах Рубакина. Понимание книги и чтения как космических явлений не нашло отражения в анализе его творчества до сего времени.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3335
    Prefix
    Критерии хорошей и подходящей книги В вопросе о том, «что такое хорошая книга», Рубакин обосновал два главнейших критерия: истины (научный) и справедливости (этический). При этом отмечал, что «человеческая мысль имеет определенный объективный критерий — жизнь, явления жизни...»
    Exact
    [4, с. 70]
    Suffix
    . Что же такое хорошая книга? Ответ: «книга, служащая истине и справедливости» [4, с. 74]. Проблема количественной и качественной сторон чтения, «хороших» и «нехороших» книг, осмысленного и систематического чтения применительно к отдельному человеку вывела Н.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    3425
    Prefix
    При этом отмечал, что «человеческая мысль имеет определенный объективный критерий — жизнь, явления жизни...» [4, с. 70]. Что же такое хорошая книга? Ответ: «книга, служащая истине и справедливости»
    Exact
    [4, с. 74]
    Suffix
    . Проблема количественной и качественной сторон чтения, «хороших» и «нехороших» книг, осмысленного и систематического чтения применительно к отдельному человеку вывела Н.А. Рубакина на интерпретацию и обоснование понятия «подходящая книга».
    (check this in PDF content)

  7. Start
    3973
    Prefix
    «Как выбирать для себя действительно подходящие книги, т. е. книги, соответствующие моим личным особенностям? Как разбираться в этих книгах, для меня подходящих книгах, которые из них считать “хорошими”, которые “нехорошими”?»
    Exact
    [4, с. 56]
    Suffix
    . В итоге разработана концепция взаимного соответствия психологического типа читателя «хорошей книге», т. е. подходящей, форма и содержание которой отвечают складу ума и вообще психике читателя. Это, в свою очередь, связано с образованием человека, с вопросом об экономии времени, о том, как достигать наибольших результатов при наименьшей затрате усилий.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5140
    Prefix
    Важно и другое утверждение: «Стремление проникнуть в глубину своей специальности выводит человека за пределы ее». Но «без общего образования человек не может достигнуть должного понимания какого бы то ни было явления, а значит — он не может быть хорошим специалистом»
    Exact
    [4, с. 13]
    Suffix
    . Что такое образованный, интеллигентный человек Актуально понимание Н.А. Рубакиным, что такое образованный, интеллигентный человек. Можно предположить, что понятия «образованный» и «интеллигентный» он рассматривает как синонимы.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    5577
    Prefix
    «Интеллигентный человек — это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем»
    Exact
    [4, с. 20]
    Suffix
    . Обращаясь к читателям, Н.А. Рубакин призывает не забывать об общественном значении личного образования и самообразования. Первая задача образованного человека — понимать окружающую жизнь. А пробным камнем для оценки человека Н.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6902
    Prefix
    Таким образом, первая задача действительно образованного человека — не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные <...>»
    Exact
    [4, с. 21]
    Suffix
    . Н.А. Рубакин формулирует признаки образованного человека: «1) Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее о
    (check this in PDF content)

  11. Start
    8978
    Prefix
    жизнь... 4) Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания — будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость—это уменье «не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали»
    Exact
    [4, с. 23]
    Suffix
    . Вывод Н.А. Рубакина: «действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он — образованный для всех... он — источник... и распространитель света и вообще добра... на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни» [4, с. 24].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    9308
    Prefix
    Рубакина: «действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он — образованный для всех... он — источник... и распространитель света и вообще добра... на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни»
    Exact
    [4, с. 24]
    Suffix
    . Уроки «Этюдов о русской читающей публике» «Этюды о русской читающей публике» — первая крупная работа Н.А. Рубакина, созданная на огромном материале. Прошло более 100 лет, но многие факты и выводы актуальны и сегодня.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    10395
    Prefix
    Невозможно не согласиться с мнением Н.А. Рубакина о том, что: «На мировоззрение читателя кладет глубокий отпечаток сама жизнь, те условия, в которых этому читателю приходится стоять, условия экономические, социальные и пр.»
    Exact
    [6, с. 92]
    Suffix
    . Упрек всей нашей системе образования и библиотечно-информационному влиянию на читателя: «...если русский читатель и виноват в том, что он читатель немногочисленный и не ретивый, то в этом виноваты в значительной мере и те условия, в которых ему приходится существовать» [6, с. 81].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    10678
    Prefix
    Упрек всей нашей системе образования и библиотечно-информационному влиянию на читателя: «...если русский читатель и виноват в том, что он читатель немногочисленный и не ретивый, то в этом виноваты в значительной мере и те условия, в которых ему приходится существовать»
    Exact
    [6, с. 81]
    Suffix
    . Который год реализуется Национальная программа поддержки и развития чтения, а прорыва так и не видно. Более того, многими исследованиями подтверждается снижение качества чтения. Представленные в «Этюдах...» характеристики различных типов читателей содержат актуальное знание.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    11475
    Prefix
    Современному профессиональному сообществу, болеющему за культуру чтения, напомним призыв Н.А. Рубакина о необходимости работы, направленной на борьбу с книжным и читательским оскудением в разнообразнейших слоях общества
    Exact
    [6, c. 101]
    Suffix
    . О дружной, сознательной, целесообразной работе против «читательского оскудения» Где же эта «дружная, сознательная, целесообразная работа»? «Читательское оскудение» — не приговор ли нашему профессиональному сообществу, всем тем, кто занимается читателевéдением и читателеведéнием?
    (check this in PDF content)

  16. Start
    12165
    Prefix
    Но от руководителей данных учреждений зависит активность в преодолении барьеров объединенными усилиями. Закономерность социализации личности Н.А. Рубакин выразил так: «Мое Я заключает и твое Я, да и мое Я войдет в твое Я одним из необходимых элементов»
    Exact
    [4, с. 125]
    Suffix
    . Он обосновал читателеведческое знание как знание, вбирающее в себя разнообразные явления, происходящие одновременно. Отметил, что в читателе сосредоточены факты: юридический, экономический, исторический, географический, психологический, представляя собой бесконечно сложное психическое образование, анатомический, физиологический, химический и физический.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    14118
    Prefix
    И какие именно перемены ты намерена или можешь внести в мою и вообще человеческую жизнь? Каковы же твои намерения, цели и средства? Мне, личности человеческой, далеко не все равно, какой ответ ты даешь на все эти вопросы»
    Exact
    [5, с. 130—131]
    Suffix
    . Далеко не просто найти ответы на эти вопросы, но они являются ориентиром для всех тех, кто составляет программы чтения в системе образования, кто прямо или косвенно участвует в читательской социализации для решения жизненных задач человека.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    16408
    Prefix
    Рубакин выступал против приспособления библиотеки к читателю: «Спрос — это первая ступень лестницы, с которой данный читатель начинает собственное чтение и образование. Но ведь за первой ступенью должна следовать вторая, третья и т. д., целая лестница ступеней, ведущая на самые верхи человеческого знания, понимания, настроения...»
    Exact
    [3, с. 139—140]
    Suffix
    . И по сей день высказывания Н.А. Рубакина актуальны, вписываются в акмеологический подход к решению проблем чтения в компьютерную эпоху. «Пусть читатель спрашивает для своего чтения, что угодно. Первое дело — не отгонять читателя.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    17014
    Prefix
    Третье дело — показать ему значение этой лестницы в деле его личного общего образования... Четвертое дело... — дать возможность идти по этой лестнице вперед и вперед, все выше и выше... не теряя из виду значение этого восхождения для жизни»
    Exact
    [3, с. 140]
    Suffix
    . «Всегда и везде служить возвышению читателей» — призыв человека, очарованного книгой и чтением и отдавшего всю свою жизнь этому служению. Недостаточное внимание профессионального сообщества к наследию Н.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    17431
    Prefix
    Рубакина Колоссальная научно-исследовательская и практическая работа Н.А. Рубакина до сих пор не оценена по достоинству профессиональным сообществом. О невнимании к его творчеству писал Г.П. Фонотов
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Справедливы и горьки его упреки. Он отмечал, что П.А. Столыпин и Н.А. Рубакин родились в одном и том же году. В 2002 г. в связи с 140-летием со дня рождения П.А. Столыпину были посвящены сотни статей и мероприятий, и даже открыт памятник ему в Саратове.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    17877
    Prefix
    Столыпину были посвящены сотни статей и мероприятий, и даже открыт памятник ему в Саратове. А юбилей Н.А. Рубакина «обошелся, по существу, безмолвием даже со стороны Имена тех социальных категорий нашего общества, которые считают этого деятеля своим, в том числе библиотекарей»
    Exact
    [8, с. 45]
    Suffix
    . Это же наблюдается и сейчас. По моему мнению, Н.А. Рубакин сделал не меньше, а гораздо больше для отечественной и мировой истории, нежели П.А. Столыпин. Больше потому, что духовно-нравственное воспитание человека определяет и его поведение.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    18839
    Prefix
    Рубакина” (при наличии десятков библиотек, бог знает кому только не посвященных)...». Что касается почитания Н.А. Рубакина, то оно «временами проявляется, но подлинного, скажем с горькой нотой в голосе, — крайне-крайне мало»
    Exact
    [8, с. 45]
    Suffix
    . На родине Н.А. Рубакина есть библиотека, которая с 1998 г. носит его имя, а в ней — музей. 27 мая 2011 г. состоялось значительное событие — открытие мраморной стелы с изображением ученого. Автор скульптуры — А.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    19303
    Prefix
    Есть и памятные медали с изображением портрета Н.А. Руба кина и его экслибриса — раскрытой книги с девизом: «Да здравствует книга — могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость», созданные также А.М. Блонским
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Очень жаль, что они не используются широко для поощрения тех, кто беззаветно предан книге и чтению, служит бескорыстно этому трудному, но благородному делу. 8 июня 2012 г. в Центральной библиотеке Ломоносовского муниципального района им.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    20639
    Prefix
    В его фонде, хранящемся в РГБ, даже названия докладов вызывают живой интерес: «Работа библиотекаря с точки зрения библиопсихологии», «Проблема чтения молодежи и антагонизм поколений», «Читатель, познай самого себя». Или «Пропагандология...», а в скобках расшифровка: теория и практика распространения знаний, идей, настроений и действия. Работа была написана в 1935 г., есть автограф
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Удивительное явление: Н.А. Рубакин шагнул из XIX в XXI век, оставшись актуальным и современным. Что впереди? Я намеренно не затрагивала библиопсихологию. Она требует отдельного анализа в контексте современного читателеведения.
    (check this in PDF content)