The 35 reference contexts in paper Marina Mozharova A., Марина Можарова Анатольевна (2012) “«Грамота, процесс чтения и писания, вреден»: Л.Н. Толстой и К.С. Аксаков в споре о книгах для народа // “Literacy, Process of Reading and Writing is Harmful”: L.N. Tolstoy and K.S. Aksakov in Dispute on the Books for the People” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2012:i:5:p:56-61

  1. Start
    805
    Prefix
    П ериод знакомства и частых встреч Л.Н. Толстого с западниками и ранними славянофилами пришелся на 1850-е гг., названные им «временем цивилизации, прогресса, вопросов, возрождения России» (в цитатах везде сохранен курсив. — М.М.)
    Exact
    [11, т. 17, с. 7]
    Suffix
    . Яркая характеристика начала царствования Александра II дана Л.Н. Толстым в романе «Декабристы». Это было время, «когда появились журналы под самыми разнообразными знаменами: журналы, развивающие европейские начала на европейской почве, но с русским миросозерцанием, и журналы, исключительно на русской почве, развивающие русские начала, однако с европейским миросозерцанием ... когда со в
    (check this in PDF content)

  2. Start
    1393
    Prefix
    : журналы, развивающие европейские начала на европейской почве, но с русским миросозерцанием, и журналы, исключительно на русской почве, развивающие русские начала, однако с европейским миросозерцанием ... когда со всех сторон появились вопросы ... кадетских корпусов, университетов, цензуры, изустного судопроизводства, финансовый, банковый, полицейский, эманципационный и много других»
    Exact
    [11, т. 17, с. 8]
    Suffix
    . Запись, сделанная Л.Н. Толстым в дневнике 21 мая 1856 г. после посещения семейств Аксаковых и Горчаковых, может служить своеобразной иллюстрацией к этой характеристике: «Спорил с Константином о сельском чтении, которое он считает невозможным.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    1987
    Prefix
    Вечером у Горчаковых с Сергеем Дмитриевичем спорил о совершенно противном; Сергей Дмитриевич уверял, что самый развратный Марина Анатольевна Можарова, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, кандидат филологических наук класс крестьяне. Разумеется, я из Западника сделался жестоким Славянофилом»
    Exact
    [11, т. 47, с. 74]
    Suffix
    . Одним из вопросов, горячо обсуждаемых в то время, было народное образование и непосредственно связанная с ним проблема издания книг для народа. Данная тема не могла оставить Толстого равнодушным.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    2375
    Prefix
    Данная тема не могла оставить Толстого равнодушным. Свои педагогические статьи в журнале «Ясная Поляна» он предварил обращением к публике, в котором назвал народное образование «дорогим и важным для всех предметом»
    Exact
    [11, т. 8, с. 3]
    Suffix
    . Сформировав свой взгляд на крестьянина еще до знакомства со славянофилами, Толстой в 1853 г. записал: «Простой народ так много выше нас стоит своей исполненной трудов и лишений жизнью, что как-то нехорошо нашему брату искать и описывать в нем дурное» [11, т. 46, с. 184].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    2666
    Prefix
    Сформировав свой взгляд на крестьянина еще до знакомства со славянофилами, Толстой в 1853 г. записал: «Простой народ так много выше нас стоит своей исполненной трудов и лишений жизнью, что как-то нехорошо нашему брату искать и описывать в нем дурное»
    Exact
    [11, т. 46, с. 184]
    Suffix
    . На уважении к крестьянину, на подлинной заботе о его нравственной чистоте основывалась и позиция К.С. Аксакова. Убежденный в исключительно подражательном характере русского просвещения, «полтораста лет не знающего самостоятельной деятельности», он не мог согласиться с тем, что «просвещение наше вздумало просвещать простой народ и для этого выдает народные книги» [1, с. 239].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    3053
    Prefix
    Убежденный в исключительно подражательном характере русского просвещения, «полтораста лет не знающего самостоятельной деятельности», он не мог согласиться с тем, что «просвещение наше вздумало просвещать простой народ и для этого выдает народные книги»
    Exact
    [1, с. 239]
    Suffix
    . Возможно, в споре с Толстым К.С. Аксаков высказал аргумент, приведенный им позднее в статье 1859 г.: «Не пишите для народа. Что будет общепонятно — поймет, поверьте, и народ. Во всяком случае народных книг народ, без принуждения, читать не станет.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    3441
    Prefix
    Во всяком случае народных книг народ, без принуждения, читать не станет. Вместо того, чтоб писать какие-то сочинения исключительно для народа, пусть лучше литература наша постарается быть народною»
    Exact
    [1, с. 240]
    Suffix
    . Такая позиция вызвала на спор не одного Л.Н. Толстого. В том же 1859 г., когда К.С. Аксаков высказал эту мысль в статье «Народное чтение», В.Ф. Одоевский в письме А.С. Хомякову утверждал, что автор «не понимает ни русского народа, ни его потребностей, ни телесных, ни духовных» [10, с. 344].
    (check this in PDF content)

  8. Start
    3736
    Prefix
    Аксаков высказал эту мысль в статье «Народное чтение», В.Ф. Одоевский в письме А.С. Хомякову утверждал, что автор «не понимает ни русского народа, ни его потребностей, ни телесных, ни духовных»
    Exact
    [10, с. 344]
    Suffix
    . Спор, в который вступил Л.Н. Толстой в 1856 г., имел давнюю историю. Возражая К.С. Аксакову, он занял такую же позицию, какую в 1845 г. занял В.Ф. Одоевский, огорченный и удивленный «выходкой против народных чтений» со стороны А.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    4171
    Prefix
    Одоевский, огорченный и удивленный «выходкой против народных чтений» со стороны А.С. Хомякова. Последний считал «все издание “Сельского чтения” крайне оскорбительным явлением и выражением глубокого, ничем не заслуженного и ... непозволительного презрения к просвещаемому»
    Exact
    [10, с. 340]
    Suffix
    . В.Ф. Одоевский, печатавший свои произведения и в «Сельском чтении», и в «Библиотеке для воспитания», противопоставлял этому мнению свою позицию, заключающуюся в деятельной просветительской работе, а не в «отстранении, не в затворничестве» и не «в кулачном бою ни за что ни про что» [10, с. 344].
    (check this in PDF content)

  10. Start
    4470
    Prefix
    Одоевский, печатавший свои произведения и в «Сельском чтении», и в «Библиотеке для воспитания», противопоставлял этому мнению свою позицию, заключающуюся в деятельной просветительской работе, а не в «отстранении, не в затворничестве» и не «в кулачном бою ни за что ни про что»
    Exact
    [10, с. 344]
    Suffix
    . Даже в самом славянофильском кружке не было согласия в этом вопросе. В том же 1845 г., когда В.Ф. Одоевский возражал А.С. Хомякову, И.В. Киреевский в статье о повести Ф.Н. Глинки «Лука да Марья» заметил, что «неизбежная необходимость времени требует уже и от простого народа принятия новой образованности» [4, с. 191].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    4799
    Prefix
    Одоевский возражал А.С. Хомякову, И.В. Киреевский в статье о повести Ф.Н. Глинки «Лука да Марья» заметил, что «неизбежная необходимость времени требует уже и от простого народа принятия новой образованности»
    Exact
    [4, с. 191]
    Suffix
    . Высоко оценив «мастерский язык» этой маленькой книжки, писанной для народа, И.В. Киреевский утверждал, что «написать книгу для народа есть уже само по себе не только дело доброе, но еще из самых благодетельных, какие только могут представиться человеку с сострадательным сердцем.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    5914
    Prefix
    Киреевского заметил, что в этой статье высказан «в высшей степени верный взгляд на значение и задачи книг для народного чтения», что «и теперь ... трудно сказать что-нибудь более веское и разумное, чем эти немногие строки; тогда же они должны были показаться чем-то неслыханным и вряд ли даже нашли сочувствие во многих читателях»
    Exact
    [8, с. 64—65]
    Suffix
    . В.Ф. Одоевский, упрекая в 1845 г. А.С. Хомякова в равнодушном отношении к закрытию «Москвитятина» и даже радости, что он «не будет говорить с публикой», а «заедет к гуннам, антам и венедам», писал ему: «...для меня неужели радость писать для народа; возиться с детьми и писать для них “Азбуки”?
    (check this in PDF content)

  13. Start
    6624
    Prefix
    Да мало ли забав у меня? а контрапункт, а ботаника, а математика, к которой вот уже два года так и тянет меня — но увы! — я пишу для народа и для детей потому, что никто другой не пишет, а посему необходимо писать для тех и для других»
    Exact
    [10, с. 344]
    Suffix
    . В этом же письме В.Ф. Одоевский заметил: «Странная моя судьба, для вас я западный прогрессист, для Петербурга — отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине» [10, с. 344].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    6881
    Prefix
    Одоевский заметил: «Странная моя судьба, для вас я западный прогрессист, для Петербурга — отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине»
    Exact
    [10, с. 344]
    Suffix
    . Собственному пути к истине остался верен и Л.Н. Толстой, не разделявший, подобно И.В. Киреевскому и В.Ф. Одоевскому, в полной мере ни взглядов славянофилов, ни западников и избравший для себя именно такую форму просветительской деятельности, как писание «Азбуки», «Новой азбуки» с книгами для чтения и позже — рассказов для издательства «Посредник».
    (check this in PDF content)

  15. Start
    7483
    Prefix
    Вопрос о том, существует ли потребность образовывать народ и издавать для него книги, был для него решенным. Отсутствие народной литературы служило для Толстого «неопровержимым доказательством того, что в народе нет образования»
    Exact
    [11, т. 8, с. 11]
    Suffix
    . Успехи Яснополянской школы только подтвердили правильность его выбора и направили творческую мысль писателя к новому для него литературно-педагогическому труду. Совпадение точек зрения В.Ф. Одоевского, И.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    9245
    Prefix
    Киреевский. Фотография 1850-х гг. ство опасностей для учащихся. Грамотность, по его словам, «соединяя понятия народа с ходячею литературою», «поставляет его образ мыслей в противоречие с понятиями веры»
    Exact
    [5, с. 129]
    Suffix
    . В письме другу А.В. Веневитинову Киреевский заметил, что введение в программу обучения церковнославянского языка он почитает «одним из самых полезных улучшений, какие только можно сделать в уездных училищах» [5, с. 501].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    9472
    Prefix
    В письме другу А.В. Веневитинову Киреевский заметил, что введение в программу обучения церковнославянского языка он почитает «одним из самых полезных улучшений, какие только можно сделать в уездных училищах»
    Exact
    [5, с. 501]
    Suffix
    . В Белевском уездном училище по ходатайству Киреевского место учителя русского языка занял священник Александр Богданов с обязанностью преподавать также церковнославянский язык и объяснять церковное богослужение, что имело самые благотворные последствия для учащихся.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    11008
    Prefix
    Киреевский, хотя к вопросу о народном чтении он относился иначе и не отрицал возможности полезной образовательной деятельности. «Грамотность, отдельно взятая, отдельно от развития положительных истин», по его словам, «непонятно почему могла бы быть полезна и желательна»
    Exact
    [5, с. 129]
    Suffix
    . Противодействовать развращающему влиянию грамотности и благотворно влиять на дело народного просвещения, по его мнению, могли бы «писатели с дарованием, любящие отечество и его будущую судьбу, пишущие не по заказу, но по внутренней необходимости и знающие народ наш не по слухам, но из действительных жизненных отношений» [4, с. 188].
    (check this in PDF content)

  19. Start
    11346
    Prefix
    Противодействовать развращающему влиянию грамотности и благотворно влиять на дело народного просвещения, по его мнению, могли бы «писатели с дарованием, любящие отечество и его будущую судьбу, пишущие не по заказу, но по внутренней необходимости и знающие народ наш не по слухам, но из действительных жизненных отношений»
    Exact
    [4, с. 188]
    Suffix
    . К таким писателям в 1845 г. И.В. Киреевский отнес Ф.Н. Глинку. Через десять лет, познакомившись с первыми публикациями Л.Н. Толстого в журнале «Современник», он отозвался о начинающем писателе так: «Я от этого Толстого жду чего-нибудь необыкновенного.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    11786
    Prefix
    Толстого в журнале «Современник», он отозвался о начинающем писателе так: «Я от этого Толстого жду чего-нибудь необыкновенного. Ему, кажется, Бог дал самородного таланту больше всех наших писателей. Если только он не собьется школой Краевского и Никитенки, то будет выше всех Тургеневых и Писемских»
    Exact
    [4, с. 27]
    Suffix
    . В личных беседах И.В. Киреевский и Л.Н. Толстой, конечно, не могли не коснуться близкого им обоим предмета — деятельности для полуграмотного народа. Тема грамотности широко обсуждалась в русском обществе в середине XIX века.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    12484
    Prefix
    Человек читающий зователей наших ввели в обычай кричать и вопить о грамотности народа ... они без умолку приговаривают: просвещение, просвещение! Но разве просвещение и грамотность одно и то же? Это новое недоразумение. ... Грамота, сама по себе, ничему не вразумит крестьянина; она скорее собьет его с толку, а не просветит»
    Exact
    [3, с. 3]
    Suffix
    . В опубликованной через год «Заметке о грамотности» В.И. Даль вновь настаивал: «...не смешивайте грамоты с образованием, средства с целью; не проповедуйте грамоты как спасения; не приносите никаких жертв для всеобщего водворения ее: рано!» [2].
    (check this in PDF content)

  22. Start
    12735
    Prefix
    В опубликованной через год «Заметке о грамотности» В.И. Даль вновь настаивал: «...не смешивайте грамоты с образованием, средства с целью; не проповедуйте грамоты как спасения; не приносите никаких жертв для всеобщего водворения ее: рано!»
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Его оппоненту А.И. Кошелеву это слово «рано», по собственному его признанию, как камень легло на душу и заставило взяться за перо. «Уж не поздно ли?» — восклицал он в ответной статье, завершая ее призывом: «Заботьтесь об улучшении народной нравственности, народного благосостояния, народного устройства; но будьте твердо убеждены, что вернейший — царский к тому путь есть грамота, а потому расп
    (check this in PDF content)

  23. Start
    13197
    Prefix
    «Уж не поздно ли?» — восклицал он в ответной статье, завершая ее призывом: «Заботьтесь об улучшении народной нравственности, народного благосостояния, народного устройства; но будьте твердо убеждены, что вернейший — царский к тому путь есть грамота, а потому распространяйте ее везде и всегда, благовременно и безвременно!»
    Exact
    [6, с. 219]
    Suffix
    . Л.Н. Толстой упомянул об этой полемике в статье «Прогресс и определение образования» (1863 г.), приняв сторону «добросовестного наблюдателя» В.И. Даля, на которого «посыпались неистовые крики и ругательства всех верующих в прогресс» [11, т. 8, с. 341].
    (check this in PDF content)

  24. Start
    13442
    Prefix
    Толстой упомянул об этой полемике в статье «Прогресс и определение образования» (1863 г.), приняв сторону «добросовестного наблюдателя» В.И. Даля, на которого «посыпались неистовые крики и ругательства всех верующих в прогресс»
    Exact
    [11, т. 8, с. 341]
    Suffix
    . Л.Н. Толстой, к этому времени уже совершенно освободившийся от «суеверия прогресса», утверждал, что нет никаких оснований предполагать, что «мы, русские, должны необходимо подлежать тому же закону движения цивилизации, которому подлежат и европейские народы», и что «движение вперед цивилизации» есть «одно из величайших насильственных зол» [11, т. 8, с. 346].
    (check this in PDF content)

  25. Start
    13806
    Prefix
    Толстой, к этому времени уже совершенно освободившийся от «суеверия прогресса», утверждал, что нет никаких оснований предполагать, что «мы, русские, должны необходимо подлежать тому же закону движения цивилизации, которому подлежат и европейские народы», и что «движение вперед цивилизации» есть «одно из величайших насильственных зол»
    Exact
    [11, т. 8, с. 346]
    Suffix
    . Изучая народные школы за границей, он обратил особое внимание на существующее во всей Европе «противодействие народа образованию посредством грамоты» [11, т. 8, с. 130]. Пагубность механического умения читать и писать была очевидной.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    13976
    Prefix
    предполагать, что «мы, русские, должны необходимо подлежать тому же закону движения цивилизации, которому подлежат и европейские народы», и что «движение вперед цивилизации» есть «одно из величайших насильственных зол» [11, т. 8, с. 346]. Изучая народные школы за границей, он обратил особое внимание на существующее во всей Европе «противодействие народа образованию посредством грамоты»
    Exact
    [11, т. 8, с. 130]
    Suffix
    . Пагубность механического умения читать и писать была очевидной. Главная часть образования народа, по словам Л.Н. Толстого, приобретается не из школы, а из жизни. Его собственный педагогический опыт подтвердил эти выводы: все ученики, прибывшие в Яснополянскую школу из «школ грамотности», постоянно отставали от поступивших из «жизненной школы» [11, т. 8, с. 132].
    (check this in PDF content)

  27. Start
    14343
    Prefix
    Толстого, приобретается не из школы, а из жизни. Его собственный педагогический опыт подтвердил эти выводы: все ученики, прибывшие в Яснополянскую школу из «школ грамотности», постоянно отставали от поступивших из «жизненной школы»
    Exact
    [11, т. 8, с. 132]
    Suffix
    . Одной из проблем, с которой столкнулись в своей педагогической деятельности И.В. Киреевский и Л.Н. Толстой, было недоверие народа к училищам и школам. Объясняя это, первый писал, что русский человек «весьма уважает образованность там, где видит от нее несомненную пользу», но боится «обманчивой стороны образованности» и «покуда держится старины» [5, с. 142].
    (check this in PDF content)

  28. Start
    14710
    Prefix
    Толстой, было недоверие народа к училищам и школам. Объясняя это, первый писал, что русский человек «весьма уважает образованность там, где видит от нее несомненную пользу», но боится «обманчивой стороны образованности» и «покуда держится старины»
    Exact
    [5, с. 142]
    Suffix
    . По словам Л.Н. Толстого, «педагогия служит проверкою многих и многих жизненных явлений, общественных и отвлеченных вопросов» [11, т. 8, с. 89]. Главным принципом Яснополянской школы стало избрание таких форм обучения, которые не противоречили народному взгляду на образование.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    14849
    Prefix
    Объясняя это, первый писал, что русский человек «весьма уважает образованность там, где видит от нее несомненную пользу», но боится «обманчивой стороны образованности» и «покуда держится старины» [5, с. 142]. По словам Л.Н. Толстого, «педагогия служит проверкою многих и многих жизненных явлений, общественных и отвлеченных вопросов»
    Exact
    [11, т. 8, с. 89]
    Suffix
    . Главным принципом Яснополянской школы стало избрание таких форм обучения, которые не противоречили народному взгляду на образование. Проверку педагогией прошел и главный вопрос времени — взаимоотношения России и Запада.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    15267
    Prefix
    Проверку педагогией прошел и главный вопрос времени — взаимоотношения России и Запада. «В противуборстве западному приливу и волнению» В.И. Даль считал, что следует принимать образованность и просвещение «не бессознательно, а применяя и приурочивая к своей почве»
    Exact
    [3, с. 1]
    Suffix
    . Именно на приурочивании «к своей почве» грамотности, вносимой в народ, основывалось обучение в школе Л.Н. Толстого. Один из учителей, работавший с ним в 1860-е гг., вспоминал, что «хотя мы все и были продуктом цивилизации, но не заражать народ своим “ядом” «Азбука» Л.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    15663
    Prefix
    Один из учителей, работавший с ним в 1860-е гг., вспоминал, что «хотя мы все и были продуктом цивилизации, но не заражать народ своим “ядом” «Азбука» Л.Н. Толстого. 1872 г. приглашал нас Лев Николаевич, а самим оздоровиться от соприкосновения с здоровою жизнью народа»
    Exact
    [7, с. 123]
    Suffix
    . Вновь и вновь возвращаясь к вопросу о грамотности, Л.Н. Толстой в 1860 г. в письме Е.П. Ковалевскому заметил: «Над спорами, полезна ли грамота или нет, не следует смеяться. Это очень серьезный и грустный спор, и я прямо беру сторону отрицательную.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    15974
    Prefix
    Ковалевскому заметил: «Над спорами, полезна ли грамота или нет, не следует смеяться. Это очень серьезный и грустный спор, и я прямо беру сторону отрицательную. Грамота, процесс чтения и писания, вреден»
    Exact
    [11, т. 60, с. 329]
    Suffix
    . Размышления об этом есть и в статье «О методах обучения грамоте» (1862 г.): «Спор в нашей литературе о пользе или вреде грамотности, над которым так легко было смеяться, по нашему мнению, есть весьма серьезный спор, которому предстоит разъяснить многие вопросы.
    (check this in PDF content)

  33. Start
    17094
    Prefix
    Ежели же спросят: полезно или нет выучить народ читать, когда он не умеет читать и у него нет книг для чтения, то надеюсь, что всякий беспристрастный человек ответит: не знаю. <...> Вглядевшись же ближе в результат грамоты в том виде, в котором она передается народу, я думаю, что большинство ответит против грамотности»
    Exact
    [11, т. 8, с. 131—132]
    Suffix
    . В конце жизни Л.Н. Толстой часто вспоминал о славянофилах. В апреле 1906 г. яснополянский врач Д.П. Маковицкий записал его слова: «Никто из русских не имел на меня, для моего духовного направления, воспитания такого влияния, как славянофилы, весь их строй мыслей, взгляд на народ: Аксаковы — отец и Константин, Иван — менее, Самарин, Киреевские, Хомяков» [9, с. 107—108].
    (check this in PDF content)

  34. Start
    17476
    Prefix
    Маковицкий записал его слова: «Никто из русских не имел на меня, для моего духовного направления, воспитания такого влияния, как славянофилы, весь их строй мыслей, взгляд на народ: Аксаковы — отец и Константин, Иван — менее, Самарин, Киреевские, Хомяков»
    Exact
    [9, с. 107—108]
    Suffix
    . Несомненное воздействие оказали славянофилы на просветительскую позицию Л.Н. Толстого. Не случайно к читателям своего педагогического журнала он обратился с вопросом: «Какое мы имеем историческое право говорить, что наши школы должны быть такие же, как европейские школы?» [11, т. 8, с. 21].
    (check this in PDF content)

  35. Start
    17768
    Prefix
    Толстого. Не случайно к читателям своего педагогического журнала он обратился с вопросом: «Какое мы имеем историческое право говорить, что наши школы должны быть такие же, как европейские школы?»
    Exact
    [11, т. 8, с. 21]
    Suffix
    . Тема отношений России с Европой, волновавшая умы на протяжении всего XIX в., никого из русских писателей не оставила вне западничества и славянофильства. Не разделяя в полной мере взглядов ни западников, ни славянофилов, Толстой в любом проявлении своей творческой деятельности всегда занимал особую позицию, нередко соединяющую и примиряющую крайности воззрений спорящих сторон.
    (check this in PDF content)