The 16 reference contexts in paper Ekaterina Shibaeva A., Екатерина Шибаева Александровна (2012) “Концептуализация тенденций информационного общества: взгляд международных экспертов // Conceptualization of the Information Society’s Trends. Information literacy in the limelight of UNESCO experts” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2012:i:4:p:89-94

  1. Start
    949
    Prefix
    В известном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» отмечается, что определяющим фактором развития этих обществ является рост взаимозависимости и пересечения различных областей знаний и форм познания людьми и культурами друг друга. Знание становится предметом экономических, политических и культурных интересов, оно является важным маркером для определения состояния социума
    Exact
    [1, с. 7]
    Suffix
    . Характеристиками информационного общества становятся не только изменение способов производства, но и, что более существенно, трансформация нужд и ценностных ориентиров человечества в целом и каждого индивида в частности, ведущая к появлению нового состояния культуры.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    1381
    Prefix
    общества становятся не только изменение способов производства, но и, что более существенно, трансформация нужд и ценностных ориентиров человечества в целом и каждого индивида в частности, ведущая к появлению нового состояния культуры. Одна из основных культурных тенденций функционирования общества — постепенный уход от стратификации к проявлению «сетевого характера» социальных связей
    Exact
    [2]
    Suffix
    , изменяющих формы и принципы передачи информации и знаний. Так, если традиционно представляемый письменный текст (с которым имеет дело библиотека) существует как запечатленное знание, то в медиасфере преобладает информация, представляющая «формализованный семантический образ» [3].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    1665
    Prefix
    Так, если традиционно представляемый письменный текст (с которым имеет дело библиотека) существует как запечатленное знание, то в медиасфере преобладает информация, представляющая «формализованный семантический образ»
    Exact
    [3]
    Suffix
    . А такие принципы кодирования информации, как системность, детерминизм и объективность, обусловленные линейной логикой письменного текста, ее причинно-следственными связями, сменяются неформальной синергийной логикой, которую характеризуют принципы антииерархичности, нелинейности, семантического и аксиологического плюрализма [4].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    1997
    Prefix
    А такие принципы кодирования информации, как системность, детерминизм и объективность, обусловленные линейной логикой письменного текста, ее причинно-следственными связями, сменяются неформальной синергийной логикой, которую характеризуют принципы антииерархичности, нелинейности, семантического и аксиологического плюрализма
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Важная роль в осмыслении этих процессов и поиске решений принадлежит Межправительственному совету Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», возглавляемому в настоящее время Е.И. Кузьминым. В рамках председательства России в Межправительственном совете и благодаря личной инициативе Е.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5078
    Prefix
    о медиа- и информационной грамотности», таких как: Пражская декларация «К информационно грамотному обществу» (2003), Александрийская декларация об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни «Маяки информационного общества» (2005), Фесская декларация о медиа- и информационной грамотности (2011), а также Рекомендации ИФЛА по медиа- и информационной грамотности (2011)
    Exact
    [5, с. 3 (п. 3)]
    Suffix
    . Участники конференции выразили согласие с тем, что «медиа- и информационная грамотность лежит в основе всех компетенций и навыков, необходимых для эффективной работы по достижению Целей развития тысячелетия ООН, Декларации ООН по правам человека, и целей, провозглашенных Всемирным саммитом по информационному обществу» [5, с. 3 (п. 3)].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5417
    Prefix
    Участники конференции выразили согласие с тем, что «медиа- и информационная грамотность лежит в основе всех компетенций и навыков, необходимых для эффективной работы по достижению Целей развития тысячелетия ООН, Декларации ООН по правам человека, и целей, провозглашенных Всемирным саммитом по информационному обществу»
    Exact
    [5, с. 3 (п. 3)]
    Suffix
    . Они подчеркнули, что «медиа- и информационная грамотность является необходимым условием для устойчивого развития открытых, плюралистических, инклюзивных обществ знания, а также институтов гражданского общества, организаций, сообществ и отдельных лиц» [5, с. 2 (п. 1)].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5685
    Prefix
    Они подчеркнули, что «медиа- и информационная грамотность является необходимым условием для устойчивого развития открытых, плюралистических, инклюзивных обществ знания, а также институтов гражданского общества, организаций, сообществ и отдельных лиц»
    Exact
    [5, с. 2 (п. 1)]
    Suffix
    . На конференцию собрались около 130 экспертов из 40 стран мира со всех континентов. В качестве модераторов пленарных заседаний, представлявших разные страны, институты, организации и сообщества, а также различные концепции медиа- и информационной грамотности, выступили: Эндрю Витворт, профессор Университета Манчестера (Манчестер, Великобритания); Ирмгарда Касинскайте-Буддеберг, программный с
    (check this in PDF content)

  8. Start
    8161
    Prefix
    Мы верим, что медиа- и информационная грамотность должны быть полностью интегрированы в национальные политики... Наше партнерство с ЮНЕСКО предоставляет надежную основу для решения поставленных задач по всему миру»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Среди участников и докладчиков конференции были известные эксперты, такие как: председатель Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Е.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    10327
    Prefix
    Наиболее подробно вопросу определения и использования понятий посвятил свое выступление Альберт Букхорст, эксперт Европейской сети школьных библиотек и информационной грамотности, профессор Университета Амстердама (Нидерланды)
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Он отметил, что термин «информационная грамотность» был впервые употреблен в 1974 г. Полом Журковски [11] на заседании Национальной комиссии США по библиотечным и информационным наукам. Согласно его определению, информационно грамотными могут быть названы «...люди, обученные применять информационные ресурсы в своей работе.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    10434
    Prefix
    Наиболее подробно вопросу определения и использования понятий посвятил свое выступление Альберт Букхорст, эксперт Европейской сети школьных библиотек и информационной грамотности, профессор Университета Амстердама (Нидерланды) [6]. Он отметил, что термин «информационная грамотность» был впервые употреблен в 1974 г. Полом Журковски
    Exact
    [11]
    Suffix
    на заседании Национальной комиссии США по библиотечным и информационным наукам. Согласно его определению, информационно грамотными могут быть названы «...люди, обученные применять информационные ресурсы в своей работе.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    10876
    Prefix
    Они научены техникам и навыкам использования широкого аспекта информационных инструментов, а также владеют важнейшими из информационных инструментов и основными ресурсами в формировании решений для своих проблем»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Более распространенное в наше время определение Американской библиотечной ассоциации, сформулированное в 1989 г., раскрывает информационную грамотность как «набор навыков, которые необходимы индивиду для распознания значимости информации, наличие возможности разместить, оценить и эффективно использовать нужную информацию этическим способом» [6].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    11227
    Prefix
    Более распространенное в наше время определение Американской библиотечной ассоциации, сформулированное в 1989 г., раскрывает информационную грамотность как «набор навыков, которые необходимы индивиду для распознания значимости информации, наличие возможности разместить, оценить и эффективно использовать нужную информацию этическим способом»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Понятие медиаграмотности стало активно использоваться с 1996 г., а уже в 2008 и 2010 гг. на встречах экспертов ЮНЕСКО появился объединенный термин «медиа- и информационная грамотность». Согласно распространенному определению, «медиаграмотностью является набор компетенций, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в широком диапазоне медиаметодов, жанров и форм» [9
    (check this in PDF content)

  13. Start
    11637
    Prefix
    Согласно распространенному определению, «медиаграмотностью является набор компетенций, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в широком диапазоне медиаметодов, жанров и форм»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Анализ периодичности поисковых упоминаний показывает, что оба термина используются примерно с одинаковой частотой, а сравнение различных определений и неотъемлемых элементов привело А. Букхорста к выводу о целесообразности использования в современном мире единого термина «медиа- и информационная грамотность» (сокращенно MIL).
    (check this in PDF content)

  14. Start
    12363
    Prefix
    По мнению Серап Курбаноглу, декана факультета информационного менеджмента Университета Хаджеттепе (Турция), медиаграмотность является элементом информационной грамотности наряду с такими видами грамотности, как компьютерная библиотечная, цифровая или сетевая. В то же время все перечисленные понятия часто употребляются синонимично. В докладе «Анализ концепции информационной грамотности»
    Exact
    [8]
    Suffix
    она привело определения, модели и стандарты концепции информационной грамотности, проанализировала компетенции и навыки, представила структурированную схему концептуального осмысления термина. Профессор Манчестерского университета Эндрю Витворт предложил научный социокультурный подход к осмыслению понятий и подчеркнул важность человеческого фактора при формировании концепции медиа- и инфор
    (check this in PDF content)

  15. Start
    13153
    Prefix
    Витворт, — не являются фиксированными и предсказуемыми сущностями, как механизмы или энергия. Смыслы и значения информации и медиа согласуются между личностями, организациями и обществом в целом, а их эффективное использование в основном зависит от социальных практик»
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Концепция Э. Витворта, рассматривающая медиа- и информационную грамотность в трех областях, включающих объективное, субъективное и интерсубъективное, позволила расширить теоретическое представление участников конференции о формировании различных аспектов понятия и сложной взаимозависимой системе медиа- и информационной грамотности.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    17423
    Prefix
    Ее целью является разработка системы, которая позволит государствам-членам ЮНЕСКО измерять информационную грамотность на национальном и индивидуальном уровне и понимать пределы, в рамках которых граждане имеют возможность полноценно участвовать в жизнедеятельности обществ знаний
    Exact
    [7]
    Suffix
    . В 2011 г. было принято решение подключить вопросы медиаграмотности в процесс разработки индикаторов информационной грамотности. Участники рабочей группы обсудили проект документа и возможность оценки уровня грамотности на основании 11 основных компонентов, каждый из которых включает оценку нескольких навыков и умений, распределенных по трем основным блокам: • уровень доступа к медиа и инфо
    (check this in PDF content)