The 18 reference contexts in paper Nadezhda Radina K., Alexandra Nikitina A., Надежда Радина Константиновна, Александра Никитина Александровна (2011) “Образцы мягкой патриархатной мужественности: современные старшеклассники и герои русских народных сказок // The Models of Soft Patriarchal Manhood: Modern Senior Pupils and Heroes of the Russian National Fairy Tales” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2011:i:3:p:67-72

  1. Start
    2957
    Prefix
    — Режим доступа: http:// brsbs.ru Иллюстративный материал предоставлен автором статьи. 68 БВ БВ Человек читающий Воздействие словом, чтение сказок для воспитательного воздействия на протяжении многих веков используется в человеческой культуре
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Современные исследования относят книги к агентам социализации, поскольку при помощи чтения человек «входит в культуру», понимает, какие события могут с ним произойти и как придется решать те или иные задачи [2, 9 и др.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3170
    Prefix
    Современные исследования относят книги к агентам социализации, поскольку при помощи чтения человек «входит в культуру», понимает, какие события могут с ним произойти и как придется решать те или иные задачи
    Exact
    [2, 9 и др.]
    Suffix
    . Иные ученые видят настолько жесткую связь между культурой, ее усвоением и психическим здоровьем человека, что буквально ограничивают в лечебных целях круг возможного чтения, особенно когда речь заходит о детях: «Анализ преобладающего содержания информационной, особенно компьютерной и ТВ-среды, в которую погружены современные дети, позволяет предположить, что данная среда может «отрывать» их о
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3684
    Prefix
    , что буквально ограничивают в лечебных целях круг возможного чтения, особенно когда речь заходит о детях: «Анализ преобладающего содержания информационной, особенно компьютерной и ТВ-среды, в которую погружены современные дети, позволяет предположить, что данная среда может «отрывать» их от реальной жизни, выхолащивать эмоциональное содержание отношений и стать причиной развития аутизма»
    Exact
    [12, с. 69]
    Suffix
    . В центре внимания некоторых исследователей находится психологическое значение текста, они пытаются определить связь фольклорных текстов, народных сказок и т. п. с «народной психологией».
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4081
    Prefix
    В центре внимания некоторых исследователей находится психологическое значение текста, они пытаются определить связь фольклорных текстов, народных сказок и т. п. с «народной психологией». Так, в статье профессора Н.Л. Пушкаревой, известного специалиста в области российской истории, анализируется нестандартная, «немужественная мужественность» русских народных сказок
    Exact
    [8]
    Suffix
    . «Немужественные» герои (Емеля, Иванушка-дурачок, Иван-царевич и др.), добиваются успеха и становятся победителями не в силу «мужских достоинств», а напротив, благодаря мягкости, добросердечию, заботе, терпению, состраданию и т. п., то есть качествам, традиционно расцениваемым как «женские».
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5027
    Prefix
    Вероятно, ответ на вопрос об “умных девах” русских сказок надо искать во всей десятивековой истории русских женщин, которая заметно отлична от европейской. В силу распространенности образов “сильных женщин” в произведениях русского фольклора вполне разумно видеть и их корреляты— образы слабых или кажущихся слабыми мужчин»
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Н.Л. Пушкарева, принимая «архетипическое» значение сказок для определения «национального характера», настаивает на необходимости признания российской непатриархатной мужественности как условия «гендерного баланса» в отношениях между полами.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5643
    Prefix
    Тем не менее, на вопрос, насколько распространены в настоящее время «немужественные» российские мужчины, насколько герои сказок созвучны нашим современникам, до последнего времени не удавалось ответить определенно из-за ограничений используемого исследовательского инструмента. Создавая опросник «Изучение развития мужской идентичности (ИРМИ «Я и другие мужчины»)
    Exact
    [10]
    Suffix
    , мы, безусловно, не ставили перед собой цели выяснить, насколько реальны в настоящее время сказочные Иван-царевич на Сером Волке. Художник В.М. Васнецов, 1889 г. Патриархатные варианты Гибридные варианты Альтернативные варианты 12,5 6,5 23,5 11,5 7,5 16 22,5 42,51938,5 Таблица 1 Варианты развития мужской идент
    (check this in PDF content)

  7. Start
    8460
    Prefix
    Мещеркиной, Н.А. Нечаевой и др.). Благодаря эмпирическим исследованиям, мы также идентифицировали гибридную форму, соединяющую противоречивые требования к проявлениям мужественности
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Следует отметить, что первый является самым демократичным из патриархатных типов, а второй — проявлением самого высокого уровня неподверженности стереотипным гендерным ролям и моделям поведения.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    14383
    Prefix
    Если проанализировать табл.2, мы увидим не очень приспособленных юношей недоминантного склада, ведомых и не очень удовлетворенных собой, готовых к компромиссу и сотрудничеству. Действительно, герои русских народных сказок в целом разделяют патриархатный уклад: «Женился Андрей-стрелок на Марье-царевне и живет с молодой женой — потешается. А службы не забывает»
    Exact
    [6, с. 140]
    Suffix
    . «В ту пору началась война с неприятелем, и у безрукой жены взяли мужа на военную службу. Вот уходит он на войну и просит отца: “Батюшка, не оставь жену мою! Она родить должна» [1, с. 241].
    (check this in PDF content)

  9. Start
    14578
    Prefix
    А службы не забывает» [6, с. 140]. «В ту пору началась война с неприятелем, и у безрукой жены взяли мужа на военную службу. Вот уходит он на войну и просит отца: “Батюшка, не оставь жену мою! Она родить должна»
    Exact
    [1, с. 241]
    Suffix
    . Однако, как и в случае современных Иванушек, Иван из русской народной сказки недоминантен и принимает инициативу женщин: «Боролись с утра до вечера — красна солнышка до закату. У Ивана-царевича резва ножка подвернулась, упал он на сыру землю.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    15092
    Prefix
    Девица Синеглазка стала коленкой на его белу грудь и вытаскивает кинжалище булатный — пороть ему белу грудь. Иван-царевич и говорит ей: “Не губи ты меня, девица Синеглазка, лучше возьми за белые руки, подними со сырой земли, поцелуй в уста сахарные”»
    Exact
    [11, с. 162]
    Suffix
    . «Пришел Иван к Елене Премудрой. А Елена сидит в своей царской горнице, и платье на ней одето отцовское, в которое она самовольно в амбаре оболоклась. “Что тебе надобно? — спросила Елена Премудрая.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    15557
    Prefix
    — Зачем явился?” “Аль ты не жена мне больше?” “А исполни, что я велю! Укройся от меня где хочешь, хоть на краю света, чтоб я тебя не нашла”. “Дозволь, — попросил Иван, — до утра на соломе поспать и хлеба твоего покушать, а утром я исполню твое желание”»
    Exact
    [3, с. 266]
    Suffix
    . Кроме того герой, как отмечала и профессор Н.Л. Пушкарева, ориентирован на помощь, заботу, жалость к другому, и даже на любовь-жалость, что традиционно расценивается как «женские способности»: «Упал Иван-царевич на самое взморье, опамятовался и видит под старым дубом у моря птенцы пищат — бьет их непогода.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    15929
    Prefix
    Пушкарева, ориентирован на помощь, заботу, жалость к другому, и даже на любовь-жалость, что традиционно расценивается как «женские способности»: «Упал Иван-царевич на самое взморье, опамятовался и видит под старым дубом у моря птенцы пищат — бьет их непогода. Иван-царевич снял с себя кафтан и птенцов покрыл»
    Exact
    [11, с. 163]
    Suffix
    . «Подошел он сам к этой девице, смотрит — а она безрукая. И еще более полюбил ее молодец» [1, с. 240]. В русских народных сказках герой может быть откровенно слабым, что, однако, не мешает ему сопротивляться, не сдаваться, добиваться своего: «Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича: “Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!
    (check this in PDF content)

  13. Start
    16031
    Prefix
    на помощь, заботу, жалость к другому, и даже на любовь-жалость, что традиционно расценивается как «женские способности»: «Упал Иван-царевич на самое взморье, опамятовался и видит под старым дубом у моря птенцы пищат — бьет их непогода. Иван-царевич снял с себя кафтан и птенцов покрыл» [11, с. 163]. «Подошел он сам к этой девице, смотрит — а она безрукая. И еще более полюбил ее молодец»
    Exact
    [1, с. 240]
    Suffix
    . В русских народных сказках герой может быть откровенно слабым, что, однако, не мешает ему сопротивляться, не сдаваться, добиваться своего: «Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича: “Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!
    (check this in PDF content)

  14. Start
    16404
    Prefix
    В русских народных сказках герой может быть откровенно слабым, что, однако, не мешает ему сопротивляться, не сдаваться, добиваться своего: «Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича: “Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!» Отнял ее и унес к себе. Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревною»
    Exact
    [4, с. 170]
    Suffix
    . Несамостоятельность героя, зависимость от партнерши в русской народной сказке не осуждается, а верность и доброта оцениваются выше мудрости и умений: «Обнял его старик и простил. “Спасибо тебе, — говорит, — сынок.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    16827
    Prefix
    “Спасибо тебе, — говорит, — сынок. В платье заветном прелесть — была, в книге — мудрость, а в зер72 БВ БВ Человек читающий кальце — вся видимость мира Все я ей собрал, а того не положил, что в тебе было, — главного таланту”»
    Exact
    [3, с. 270]
    Suffix
    . «Мягкая патриархатность» российских мужчин становится основой «гендерного баланса», неконфликтного взаимодействия с сильными и находчивыми российскими женщинами: «”Обожди меня, матушка, — сказал Иван, — Может, я хлеба тебе принесу”.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    17250
    Prefix
    » российских мужчин становится основой «гендерного баланса», неконфликтного взаимодействия с сильными и находчивыми российскими женщинами: «”Обожди меня, матушка, — сказал Иван, — Может, я хлеба тебе принесу”. — “Да уж где тебе, — ответила мать, — где тебе, бесталанному, — хлеба взять! Невесту бы где сыскал себе, — глядь, при жене-то, коли разумница окажется, всегда с хлебом будешь”»
    Exact
    [3, с. 262]
    Suffix
    . «Андрей лег спать, а Марья-царевна пошла на кузницу и велела кузнецам сковать три колпака железных. Утром рано Марья-царевна разбудила Андрея, научила его, как и что делать, и отпустила в дорогу» [6, с. 144].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    17459
    Prefix
    Невесту бы где сыскал себе, — глядь, при жене-то, коли разумница окажется, всегда с хлебом будешь”» [3, с. 262]. «Андрей лег спать, а Марья-царевна пошла на кузницу и велела кузнецам сковать три колпака железных. Утром рано Марья-царевна разбудила Андрея, научила его, как и что делать, и отпустила в дорогу»
    Exact
    [6, с. 144]
    Suffix
    . Таким образом, «немужественные герои» русских народных сказок представляют инвариант российской негегемонной (мягко-патриархатной) мужественности, что можно обоснованно утверждать, опираясь на результаты данного психологического исследования.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    17834
    Prefix
    Таким образом, «немужественные герои» русских народных сказок представляют инвариант российской негегемонной (мягко-патриархатной) мужественности, что можно обоснованно утверждать, опираясь на результаты данного психологического исследования. Перипетии взаимодействий сказочных героев, во многом отражающие социальную организацию общества на время своего рождения
    Exact
    [7]
    Suffix
    , созвучные и нашим современникам, наталкивают на предположение о непринципиальных трансформациях основных социальных структур и сценариев в российской многовековой истории. Кроме того, проведенное исследование дает основания рекомендовать традиционное чтение русских народных сказок современным мальчикам.
    (check this in PDF content)