The 27 reference contexts in paper Zavdat Minnullin S., Завдат Миннуллин Салимович (2011) “Благотворительность и татарские общественные библиотеки начала XX века // Charity and the Tatar Public Libraries at the Beginning of the 20th century” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2011:i:2:p:107-112

  1. Start
    1077
    Prefix
    молодой татарской буржуазии, интеллигенции и духовенства вышли не только энергичные организаторы производства, торговли, просвещения, ученые, духовные лидеры, но и деятели, осознавшие задачи, которые стояли перед татарским обществом. Росло число представителей татарского населения Казани в выборных органах общественного самоуправления — городской думе, уездном и губернском земствах
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Социальная активность представителей татар проявилась и в их участии в различных общественных организациях Казани и других регионов. Выдающуюся роль в активизации общественной жизни и возникновении благотворительных обществ у татар сыграл Исмаил Гаспринский — крупный издатель, яркий публицист, талантливый педагог, политик и администратор [7].
    (check this in PDF content)

  2. Start
    1425
    Prefix
    Выдающуюся роль в активизации общественной жизни и возникновении благотворительных обществ у татар сыграл Исмаил Гаспринский — крупный издатель, яркий публицист, талантливый педагог, политик и администратор
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Как подлинный реформатор и интеллигент И. Гаспринский видел путь национального прогресса в соединении духовных и этических ценностей рационалистически осмысленного ислама с объективными, насущными потребностями европеизации татарского мира.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3999
    Prefix
    Общественные библиотеки целенаправленно создавались благотворительными обществами Оренбургской губернии — свои библиотеки-читальни имели Троицкое мусульманское благотворительное общество, Орское мусульманское общество, Каргалинское (Сеитова слобода) мусульманское общество, Илецкое мусульманское общество и некоторые сельские мусульманские общества
    Exact
    [24, 26]
    Suffix
    . Крупнейшими среди татарских библиотек губернии были библиотека-читальня Оренбургского мусульманского общества и Челябинская мусульманская бесплатная народная библиотека-читальня. Бесплатная библиотека-читальня Оренбургского мусульманского общества управлялась специально созданной библиотечной комиссией из шести человек во главе с З.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4799
    Prefix
    В дар поступило 132 книги и 272 номера журналов на татарском и русском языках («Природа и люди», «Торговое дело»). В течение года приобретено 425 номеров журналов со 113 приложениями, а также выписано на татарском языке 10, на русском — 7 названий газет
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Библиотека регулярно организовывала бесплатные чтения для народа, нередко завершавшиеся дискуссиями. Так, 24 января 1910 г. на одном из вечеров выступили известный богослов, ученый М. Бигеев, преподаватель медресе «Хусаиния» X.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5139
    Prefix
    Так, 24 января 1910 г. на одном из вечеров выступили известный богослов, ученый М. Бигеев, преподаватель медресе «Хусаиния» X. Айдаров, который говорил о значении исторических знаний, и И. Бикчентаев, рассказавший об истории Казани
    Exact
    [10]
    Suffix
    . 31 января 1910 г. на общем собрании мусульманского общества вынесли решение проводить вечера-чтения в «рамках религии и шариата» [3]. Но времена менялись. В 1913 г. в руководство библиотечной комиссии пришли молодые прогрессисты, которые, вызывая острое недовольство правоверных мусульман, в священный месяц рамазан во время молитв устраивали коллективные чтения газет [8].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5274
    Prefix
    Айдаров, который говорил о значении исторических знаний, и И. Бикчентаев, рассказавший об истории Казани [10]. 31 января 1910 г. на общем собрании мусульманского общества вынесли решение проводить вечера-чтения в «рамках религии и шариата»
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Но времена менялись. В 1913 г. в руководство библиотечной комиссии пришли молодые прогрессисты, которые, вызывая острое недовольство правоверных мусульман, в священный месяц рамазан во время молитв устраивали коллективные чтения газет [8].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5515
    Prefix
    В 1913 г. в руководство библиотечной комиссии пришли молодые прогрессисты, которые, вызывая острое недовольство правоверных мусульман, в священный месяц рамазан во время молитв устраивали коллективные чтения газет
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Недовольство традиционалистов вызывало и то, что молодежь почти не дотрагивалась до книг по тафсиру и хадису [20]. Одна из крупных татарских общественных библиотек, организованных благотворительными обществами, находилась в небольшом городе Троицке Оренбургской губернии.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5629
    Prefix
    В 1913 г. в руководство библиотечной комиссии пришли молодые прогрессисты, которые, вызывая острое недовольство правоверных мусульман, в священный месяц рамазан во время молитв устраивали коллективные чтения газет [8]. Недовольство традиционалистов вызывало и то, что молодежь почти не дотрагивалась до книг по тафсиру и хадису
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Одна из крупных татарских общественных библиотек, организованных благотворительными обществами, находилась в небольшом городе Троицке Оренбургской губернии. Библиотека завоевала большую популярность среди горожан — только в 1911 г. зарегистрировано 19 432 посещения [21].
    (check this in PDF content)

  9. Start
    5902
    Prefix
    Одна из крупных татарских общественных библиотек, организованных благотворительными обществами, находилась в небольшом городе Троицке Оренбургской губернии. Библиотека завоевала большую популярность среди горожан — только в 1911 г. зарегистрировано 19 432 посещения
    Exact
    [21]
    Suffix
    . Ни власти, ни различного рода миссионеров такое положение дел не устраивало, и они безуспешно пытались закрыть библиотеку. «Троицкие мусульмане имеют три общества: одно из них благотворительное.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6399
    Prefix
    Это общество имеет библиотеку, читальню и сиротский дом. Во время неурожая это общество очень много помогало голодающим», — писалось в журнале «Мир ислама» (находившемся на попечении императрицы)
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Стараниями мусульманского благотворительного общества в 1914 г. открылась Московская мусульманская (татарская) библиотека, для управления которой создали специальный совет из шести человек. В заметке о торжественном открытии библиотеки отмечалось, что рабочие и мелкие торговцы, составлявшие большинство московских татар-мусульман, по причине малого достатка не могут покупать книги и пер
    (check this in PDF content)

  11. Start
    7071
    Prefix
    Во время церемонии открытия были собраны немалые для того времени пожертвования вещами и деньгами. Особо весомые вклады внесли известные предприниматели-меценаты X. Байбеков, X. Хусаинов, братья Карамышевы и др.
    Exact
    [27]
    Suffix
    . Касимовскую мусульманскую (татарскую) библиотеку также открыло мусульманское благотворительное общество [1]. Самарское мусульманское благотворительное общество во главе с Ф. Муртазиным уделяло пристальное внимание просвещению местного населения и организации различных учебных курсов.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    7182
    Prefix
    Особо весомые вклады внесли известные предприниматели-меценаты X. Байбеков, X. Хусаинов, братья Карамышевы и др. [27]. Касимовскую мусульманскую (татарскую) библиотеку также открыло мусульманское благотворительное общество
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Самарское мусульманское благотворительное общество во главе с Ф. Муртазиным уделяло пристальное внимание просвещению местного населения и организации различных учебных курсов. Например, в 1908 г. с 15 января по 18 апреля для татарских купцов проводились вечерние платные курсы.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    7680
    Prefix
    В том же году для детей организовали класс по изучению русского языка, приняли решение открыть бесплатную читальню, проводились лекции для населения по истории ислама и об экономическом положении татар-мусульман
    Exact
    [19]
    Suffix
    . Со становлением и укреплением татарских колоний на территории современных Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, а также Киргизии, Сибири и Дальнего Востока, в городах Баку, Алма-Ате, Ташкенте, Коканде, Намангане, Андижане, Петропавловске, Сергиополе, Пржевальске, Казалинске, Капале, Керки, Омске, Томске, Иркутске, Благовещенске — по инициативе татарских благотворительн
    (check this in PDF content)

  14. Start
    8853
    Prefix
    В 1910 г. было предъявлено ходатайство царским властям об открытии просветительного и благотворительного общества с библиотекой и читальней в г. Токмаке (Семиреченская область)», — отмечал специалист по новой истории Средней Азии А.В. Пясковский
    Exact
    [12]
    Suffix
    . И. ГаспринскийГ. Карам и время В период революции 1905—1907 гг. возник ряд землячеств и благотворительных обществ по оказанию помощи и взаимопомощи учащейся молодежи в странах мусульманского Востока.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    9230
    Prefix
    Карам и время В период революции 1905—1907 гг. возник ряд землячеств и благотворительных обществ по оказанию помощи и взаимопомощи учащейся молодежи в странах мусульманского Востока. Первое известное общество (землячество) татарской молодежи возникло в начале 1906 г. в Каире с целью «материальной и идейной» поддержки своих членов
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Возникшее в 1908 г. в Стамбуле «Общество Российских мусульманских учеников» в учебных заведениях [22]. Помимо материальной поддержки, общество обеспечивало своих членов литературными новинками, газетами и журналами.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    9398
    Prefix
    Первое известное общество (землячество) татарской молодежи возникло в начале 1906 г. в Каире с целью «материальной и идейной» поддержки своих членов [9]. Возникшее в 1908 г. в Стамбуле «Общество Российских мусульманских учеников» в учебных заведениях
    Exact
    [22]
    Suffix
    . Помимо материальной поддержки, общество обеспечивало своих членов литературными новинками, газетами и журналами. Оно было самой крупной организацией татарской молодежи за рубежами Российской империи, имело свою читальню и клуб, где проводились собрания и встречи с представителями как турецкой, так и российской общественности [5].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    9733
    Prefix
    Оно было самой крупной организацией татарской молодежи за рубежами Российской империи, имело свою читальню и клуб, где проводились собрания и встречи с представителями как турецкой, так и российской общественности
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Учащиеся-татары в Мекке начали свою деятельность с организации библиотеки и читальни при своем обществе [2]. Основную материальную помощь они получали от татарских паломников. В 1914 г. возникли еще два общества татарских учащихся за рубежом: в Бейруте и в предместье Деабенд индийского города Сахаранпур (на территории современного штата Уттар-Прадеш) [23].
    (check this in PDF content)

  18. Start
    9843
    Prefix
    Оно было самой крупной организацией татарской молодежи за рубежами Российской империи, имело свою читальню и клуб, где проводились собрания и встречи с представителями как турецкой, так и российской общественности [5]. Учащиеся-татары в Мекке начали свою деятельность с организации библиотеки и читальни при своем обществе
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Основную материальную помощь они получали от татарских паломников. В 1914 г. возникли еще два общества татарских учащихся за рубежом: в Бейруте и в предместье Деабенд индийского города Сахаранпур (на территории современного штата Уттар-Прадеш) [23].
    (check this in PDF content)

  19. Start
    10093
    Prefix
    Основную материальную помощь они получали от татарских паломников. В 1914 г. возникли еще два общества татарских учащихся за рубежом: в Бейруте и в предместье Деабенд индийского города Сахаранпур (на территории современного штата Уттар-Прадеш)
    Exact
    [23]
    Suffix
    . Учащиеся-татары в американском колледже в Бейруте, по примеру еврейских и армянских учащихся, решили организовать «Татарскую библиотеку», чтобы быть в курсе новинок татарской литературы и научных изданий.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    11326
    Prefix
    Например, по данным Российского государственного исторического архива (РГИА), в 1914 г. семипалатинский губернатор отказал павлодарским мещанам и купцам, обратившимся к властям с ходатайством об утверждении устава «Общества для содержания Павлодарской Семипалатинской области мусульманской общественной библиотеки и читальни при ней в г. Павлодаре»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Семипалатинский губернатор отказал, указав «на невозможность фактического надзора за библиотекой, в которой будут находиться издания почти исключительно на татарском языке». Степной генерал-губернатор в секретном письме министру внутренних дел свой отказ мотивировал предельно жестко: «Считаю вообще недопустимым объединение муТитульный лист издания сульманского населения в какие бы то ни был
    (check this in PDF content)

  21. Start
    12161
    Prefix
    то ни было общества впредь до полного завершения колонизации степных областей русскими крестьянами, в частности, по отношению к названному обществу, полагаю совершенно нецелесообразным разрешать татарам, коими подано прошение, свободно часть населения которой состоит из тех же мусульман, но киргиз (казахов. — З.М.) по преимуществу еще кочевников, далеких от какой бы то ни было культуры...»
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Яркую картину волокиты рисует переписка по поводу открытия библиотеки Харьковского мусульманского благотворительного общества. После того, как председатель этого общества Р. Узбяков получил у губернатора разрешение на открытие библиотеки, но «при условии, иметь в означенной библиотеке книги издания исключительно духовно-нравственного, научного, экономического, сельскохозяйственного с
    (check this in PDF content)

  22. Start
    12795
    Prefix
    библиотеки, но «при условии, иметь в означенной библиотеке книги издания исключительно духовно-нравственного, научного, экономического, сельскохозяйственного содержания и при этом только на русском языке» — по сути дела отказ, он обратился к министру внутренних дел с просьбой о разрешении «открыть библиотекучитальню, где можно было бы иметь книги, как на русском, так и на татарском языках»
    Exact
    [15]
    Suffix
    . 13 августа 1914 г. Департамент полиции под грифом «секретно» сообщил в Департамент общих дел МВД: «Признать не подлежащим удовлетворению» [15], после чего переписка прекратилась. В 1911 г. по распоряжению Правительствующего сената были закрыты татарские благотворительные общества в Астрахани, Симбирске, Ставрополе, мусульманское благотворительное общество на Нижегородской ярмарке и К
    (check this in PDF content)

  23. Start
    12941
    Prefix
    содержания и при этом только на русском языке» — по сути дела отказ, он обратился к министру внутренних дел с просьбой о разрешении «открыть библиотекучитальню, где можно было бы иметь книги, как на русском, так и на татарском языках» [15]. 13 августа 1914 г. Департамент полиции под грифом «секретно» сообщил в Департамент общих дел МВД: «Признать не подлежащим удовлетворению»
    Exact
    [15]
    Suffix
    , после чего переписка прекратилась. В 1911 г. по распоряжению Правительствующего сената были закрыты татарские благотворительные общества в Астрахани, Симбирске, Ставрополе, мусульманское благотворительное общество на Нижегородской ярмарке и Кустанайское просветительское общество [4].
    (check this in PDF content)

  24. Start
    13240
    Prefix
    В 1911 г. по распоряжению Правительствующего сената были закрыты татарские благотворительные общества в Астрахани, Симбирске, Ставрополе, мусульманское благотворительное общество на Нижегородской ярмарке и Кустанайское просветительское общество
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Пострадали школы и библиотеки, находившиеся на попечении этих обществ. В 1912 г. власти, ссылаясь на отсутствие соответствующих параграфов в уставе общества, не разрешили открыть библиотеку и устраивать вечера чтения Томскому мусульманскому благотворительному обществу «Тараккиюне ислам» [6].
    (check this in PDF content)

  25. Start
    13536
    Prefix
    В 1912 г. власти, ссылаясь на отсутствие соответствующих параграфов в уставе общества, не разрешили открыть библиотеку и устраивать вечера чтения Томскому мусульманскому благотворительному обществу «Тараккиюне ислам»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Власти, озабоченные заметным культурным влиянием татар на другие тюркоязычные народы империи, в 1911 г. запретили ученикам Оренбургской киргизской (казахской. — 3.М.) учительской школы посещать библиотеку Оренбургского татарского благотворительного общества [25].
    (check this in PDF content)

  26. Start
    13802
    Prefix
    Власти, озабоченные заметным культурным влиянием татар на другие тюркоязычные народы империи, в 1911 г. запретили ученикам Оренбургской киргизской (казахской. — 3.М.) учительской школы посещать библиотеку Оренбургского татарского благотворительного общества
    Exact
    [25]
    Suffix
    . Негативное влияние на развитие инициативы татарских благотворительных обществ оказывали не только царские власти, но и представители татарских клерикально-консервативных кругов. Например, в 1909 г., когда представители Каргалинского мусульманского благотворительного общества обратились в мещанскую управу с просьбой выделить участок земли под библиотеку, сторонники клерикального журнала «Дин
    (check this in PDF content)

  27. Start
    14377
    Prefix
    Например, в 1909 г., когда представители Каргалинского мусульманского благотворительного общества обратились в мещанскую управу с просьбой выделить участок земли под библиотеку, сторонники клерикального журнала «Дин вэ магишат» («Религия и жизнь») выступили против, заявив, что религиозные науки там изучаться не будут и библиотеку будут посещать лишь «кызыл авызлар», т. е. «краснобаи»
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Этим термином традиционалисты окрестили джадидистов, т. е. сторонников прогрессивных реформ в татарском общественном движении последней четверти XIX — начала XX века. Имам Петропавловска Г. Яушев 11 октября 1913 г. во время проповеди проклинал тех правоверных, которые разрешали своим женам и детям посещать мусульманскую (татарскую) библиотеку города.
    (check this in PDF content)