The 22 reference contexts in paper Ludmila Sukina B., Людмила Сукина Борисовна (2011) “Синодики в русской монастырской книжности XVI–XVII веков: специфика и функции // Synodikons in the Russian Monastery Book of the 16th–17th centuries: Specificity and Functions” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2011:i:1:p:57-61

  1. Start
    575
    Prefix
    Ключевые слова: книжная культура, библиотека, книга, монастырь, синодик, тип, функция. Д ва последних десятилетия отмечены усиленным интересом отечественной науки к древнерусским книжным центрам и монастырским библиотекам
    Exact
    [10—17; 21]
    Suffix
    . В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    865
    Prefix
    В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам. Одним из актуальных направлений стало изучение келейного чтения в монастырях
    Exact
    [4, с. 37—43]
    Suffix
    . Согласно Н.К. Никольскому, в монастырях существовало три типа книг: богослужебные, содержавшие уставные соборные чтения и келейные, читавшиеся монашествующей братией вне службы. Содержание монастырских библиотек регулировалось типиконом и ограничивалось библейскими книгами, сочинениями Отцов церкви и других восточнохристианских авторов, нравоучительными и другими сборниками [18].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    1261
    Prefix
    Содержание монастырских библиотек регулировалось типиконом и ограничивалось библейскими книгами, сочинениями Отцов церкви и других восточнохристианских авторов, нравоучительными и другими сборниками
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Но среди монастырских книг были и такие, тип и функцию которых трудно определить однозначно. К ним относятся, например, синодики. Происхождение синодика и его типология еще не вполне изучены. В древней Византии синодиками называли патриаршие послания по случаю занятия кафедры [8, с. 482].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    1544
    Prefix
    Но среди монастырских книг были и такие, тип и функцию которых трудно определить однозначно. К ним относятся, например, синодики. Происхождение синодика и его типология еще не вполне изучены. В древней Византии синодиками называли патриаршие послания по случаю занятия кафедры
    Exact
    [8, с. 482]
    Suffix
    . Когда это понятие стало употребляться для обозначения церковной службы и связанных с ней поминальных записей, неизвестно. Сейчас словом «синодик» называются три различных памятника Людмила Борисовна Сукина, заведующая кафедрой гуманитарных наук Института программных систем им.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    2645
    Prefix
    Нередко все три «синодика» объединялись в один кодекс, открывавшийся фрагментами Чина Православия и завершавшийся списком поминаемых. В Древней Руси синодики-помянники появились очень рано, вероятно, еще в домонгольское время, а древнейший список русской редакции Чина Православия датируется концом XIV — началом XV века
    Exact
    [20, с. III—IV]
    Suffix
    . Самой поздней, преимущественно русской по происхождению, частью синодичной триады является литературный сборник. Он возник в конце XV в., и его первоначальная редакция связывается с именем и литературно-публицистической деятельностью Иосифа Волоцкого [5, с. 63—76].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    2913
    Prefix
    Самой поздней, преимущественно русской по происхождению, частью синодичной триады является литературный сборник. Он возник в конце XV в., и его первоначальная редакция связывается с именем и литературно-публицистической деятельностью Иосифа Волоцкого
    Exact
    [5, с. 63—76]
    Suffix
    . По мнению И.В. Дергачевой, именно синодик Иосифа Волоцкого, включая его последующие редакции, был особым типом книги, не имеющим прямых аналогий в книжности западного средневековья, и ставшим квинтэссенцией эсхатологических представлений древнерусских книжников [6, с. 146—149].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    3197
    Prefix
    Дергачевой, именно синодик Иосифа Волоцкого, включая его последующие редакции, был особым типом книги, не имеющим прямых аналогий в книжности западного средневековья, и ставшим квинтэссенцией эсхатологических представлений древнерусских книжников
    Exact
    [6, с. 146—149]
    Suffix
    . Не случайно составители синодичных предисловий именовали эти книги «спасенными и душеполезными», а отдельно существующие синодики — литературные сборники позднее стали именоваться «Лекарствами душевными».
    (check this in PDF content)

  8. Start
    4131
    Prefix
    Дергачева, глубоко исследовавшая историю синодика — литературного сборника, считает, что первая редакция была составлена Иосифом Волоцким в 1479 г., в период борьбы с ересью жидовствующих, идеологией нестяжательства и подготовки к последнему собору против еретиков 1504 г., а в промежутке между этими датами подверглась некоторому редактированию
    Exact
    [6, с. 150—158]
    Suffix
    . Судя по содержанию ранних списков синодика Иосифа Волоцкого, в которых присутствовали церковно-учительные Слова о спасительной силе и необходимости поминовения усопших, о непрощаемом грехе еретичества и «Молитва о всех православных христианах» Кирилла Иерусалимского, известного своей борьбой с ересью Ария (в «авторизованном» переводе Нила Сорского), сборник соединял в себе литургическую, по
    (check this in PDF content)

  9. Start
    5188
    Prefix
    Миниатюра синодика Троицкого Данилова монастыря. 1672 г. были служить поминальные записи главных благотворителей Иосифо-Волоколамского монастыря — «усопших в вере» князей Бориса Васильевича и Ивана Борисовича Волоцких, которым предшествовали дополнительные предисловия о пользе синодика и повседневного поминания
    Exact
    [6, с. 150]
    Suffix
    . Вероятно, назидание оказалось действенным. В синодике Иосифо-Волоколамского монастыря 1526—1540–х гг. даже доски переплета и переплетные листы испещрены указаниями на вклады в обитель в виде денежных сумм, вещей и коней, сделанные верными православию жертвователями [10, с. 405—406].
    (check this in PDF content)

  10. Start
    5478
    Prefix
    В синодике Иосифо-Волоколамского монастыря 1526—1540–х гг. даже доски переплета и переплетные листы испещрены указаниями на вклады в обитель в виде денежных сумм, вещей и коней, сделанные верными православию жертвователями
    Exact
    [10, с. 405—406]
    Suffix
    . Победа над «еретиками», достигнутая в начале XVI в., сделала полемическую функцию излишней. Но назидательная функция была востребована государством и церковью, постепенно создававшими систему «предписанного» православия.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6257
    Prefix
    В 1548 г. при митрополите Макарии вышел указ царя Ивана IV, который «...уставил общую память творити благоверным царем и князем, и болярам, и христолюбивому воинству, и священническому и иноческому чину, и всем православным христианом»
    Exact
    [6, с. 159—160]
    Suffix
    . И.В. Дергачева обратила внимание на то, что, возможно, в развитие этого указа в синодике появилась особая статья вселенского родословия, которая в некоторых списках называется Вселенским Синодиком, как бы отсылая читателя к Чину Православия или Вселенскому Синодику патриарха Мефодия и подчеркивая древность этой традиции в православной церкви [6, с. 160].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    6621
    Prefix
    Дергачева обратила внимание на то, что, возможно, в развитие этого указа в синодике появилась особая статья вселенского родословия, которая в некоторых списках называется Вселенским Синодиком, как бы отсылая читателя к Чину Православия или Вселенскому Синодику патриарха Мефодия и подчеркивая древность этой традиции в православной церкви
    Exact
    [6, с. 160]
    Suffix
    . Центрами коммеморации в средневековой Руси служили монастыри. Поминания, звучавшие из уст «земных праведников», казались современникам более действенными. Но монастырская коммеморация всегда сопровождалась щедрыми вкладами «на помин души», что вступало в противоречие с интересами государства, стремившегося ограничить рост материальных богатств монастырей.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    7462
    Prefix
    В специальной, 75-й главе «Ответ о вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечной поминок и в наследие благ вечных» позволялось по-прежнему давать вклады в монастыри «селами и куплями», но монастырям запрещалось «недвижимые вещи», «вданные богови в наследие вечных благ», отдавать или продавать
    Exact
    [23, с. 252—353]
    Suffix
    . Все они должны были интенсивно использоваться в монастырском хозяйстве. Синодик утверждался в качестве обязательного элемента монастырской коммеморации. Монастыри обязывались выявить имена всех своих благотворителей, в том числе и давно умерших, записать их в синодики и «поминать по церковному чину и по божественному уставу», «доколе оже бог даст и монастырь стоит» [23, с. 252—353].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    7859
    Prefix
    Монастыри обязывались выявить имена всех своих благотворителей, в том числе и давно умерших, записать их в синодики и «поминать по церковному чину и по божественному уставу», «доколе оже бог даст и монастырь стоит»
    Exact
    [23, с. 252—353]
    Suffix
    . В это время в поминальных записях синодиков появляются приписки с указанием времени, размера и стоимости вклада. Однако подробная информация хозяйственно-экономического характера фиксировалась во вкладных и кормовых книгах, а в синодиках лишь дублировалась некоторая ее часть, имеющая отношение к установлению времени и количества поминаний того или иного вкладчика.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    8683
    Prefix
    Она имеет отношение не ко всем родам вкладчиков, занесенным в синодик, а только к роду великих князей и царей. И.В. Дергачева отмечает, что в ряде синодиков, включающих макарьевский указ о поминовении усопших, присутствует и текст, который она определяет, как похвальное Слово великим князьям русским
    Exact
    [6, с. 161]
    Suffix
    . В поминальную часть синодиков в это же время стали включать и поминание великих князей, вслед за поминанием вселенских патриархов и русских митрополитов. С.М. Каштанов полагает, что идея помянника великих князей в рамках патриаршего синодика возникла в середине XVI в. в связи с намерением Ивана Грозного добиться официального соборного освящения царского титула и идеологическим оформлением
    (check this in PDF content)

  16. Start
    9491
    Prefix
    Вторая половина XVII в. 60 БВ БВ Книга и время Составлению великокняжеского синодичного помянника непосредственно предшествовало создание так называемого «Государева родословца». Предполагается, что великокняжеский помянник вышел из разрядного приказа, а в редактировании его принял участие Посольский приказ
    Exact
    [9, с. 46—47]
    Suffix
    . Эта функция синодика сохранит свою актуальность и в XVII в., при смене царствующей династии. В лицевых синодиках XVII в. будут появляться миниатюры с изображением родословного древа русских князей и царей [24, с. 357—359] Ведущая роль коммеморационной функции синодика во второй половине XVI в. становится особенно очевидной во второй редакции текста синодичного предисловия, связанной с именем
    (check this in PDF content)

  17. Start
    9711
    Prefix
    Эта функция синодика сохранит свою актуальность и в XVII в., при смене царствующей династии. В лицевых синодиках XVII в. будут появляться миниатюры с изображением родословного древа русских князей и царей
    Exact
    [24, с. 357—359]
    Suffix
    Ведущая роль коммеморационной функции синодика во второй половине XVI в. становится особенно очевидной во второй редакции текста синодичного предисловия, связанной с именем первого русского патриарха Иова, возведенного в сан в 1589 году.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    10095
    Prefix
    князей и царей [24, с. 357—359] Ведущая роль коммеморационной функции синодика во второй половине XVI в. становится особенно очевидной во второй редакции текста синодичного предисловия, связанной с именем первого русского патриарха Иова, возведенного в сан в 1589 году. И.В. Дергачева полагает, что содержательная структура синодика только при нем приобрела вид развернутого учения о поминовении
    Exact
    [6, с. 163]
    Suffix
    . В синодиках этой редакции наличествует общее поминовение усопших, включающее перечисление видов смерти и пять догматических текстов о необходимости и правилах церковного поминания. И.В. Дергачевой удалось обнаружить в одном из списков этой редакции, составленных непосредственно в период патриаршества Иова, указание на то, с какой целью писался новый синодик: «И собрав в поминание всех уме
    (check this in PDF content)

  19. Start
    10559
    Prefix
    Дергачевой удалось обнаружить в одном из списков этой редакции, составленных непосредственно в период патриаршества Иова, указание на то, с какой целью писался новый синодик: «И собрав в поминание всех умерших, обще положихом им память, совокупя в един состав...»
    Exact
    [6, с. 164]
    Suffix
    . Примечательно, что в синодике Иова поминается вся «вселенная», начиная от первого человека Адама и заканчивая последним человеком, имя которого будет внесено в помянник перед самым Концом Света, а все поминаемые сопоставляются с праведниками христианской веры, имена коих вписываются в минеи.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    12045
    Prefix
    Для этой цели как нельзя лучше подходил синодик, чье предисловие изначально было связано с напоминанием о посмертной ответственности человека за свои поступки, необходимости церковного покаяния и религиозной благотворительности. Ко второй половине XVII в. И.В. Дергачева относит возникновение третьей редакции синодика
    Exact
    [6, с. 168]
    Suffix
    . Она была самой «литературной» и превращала синодик в сборник непостоянного состава, включавший в себя более 170 произведений. В этот период синодик приобрел законченную форму многофункциональной позднесредневековой книги, которую Ф.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    12745
    Prefix
    Петухов относили к типу «народной» по аналогии с нравственно-учительными «народными» книгами европейского средневековья [3, с. 622; 20, с. 84—88]. Но так как мы не можем судить, насколько широко был распространен синодик-сборник в низовой социальной среде, более верным будет сравнить его со средневековой энциклопедией — «кругом знания»
    Exact
    [19, с. 41]
    Suffix
    . В центре внимания составителей синодиков была малая эсхатология. Эта тема приобретает особую актуальность не только в связи с ориентацией светской и церковной власти на религиозное воспитание духовных лиц и мирян, но и с очередной предполагаемой датой Конца Света [26, с. 411].
    (check this in PDF content)

  22. Start
    13023
    Prefix
    Эта тема приобретает особую актуальность не только в связи с ориентацией светской и церковной власти на религиозное воспитание духовных лиц и мирян, но и с очередной предполагаемой датой Конца Света
    Exact
    [26, с. 411]
    Suffix
    . Во многих синодиках второй половины XVII в. предисловие превалирует над помянником. К концу столетия появляются рукописи, в которых помянник отсутствует вовсе, т. е. они явно использовались для чтения, а не для церковного поминания.
    (check this in PDF content)