The 12 references with contexts in paper Sharaeva Tatiana Isaevna, Шараева Татьяна Исаевна (2017) “Этнические группы у калмыков: материалы о группе зёд (зөд) // The Kalmyks’ ethnic groups: information on zed (зөд) groups” / spz:iplus:atid15:467223

1
Авляев Г.О. О тюркских этнических компонентах в этническом составе приволжских калмыков конца XIX в [Текст] / Г.О. Авляев // Проблемы современной тюркологии: Материалы II всесоюзной тюркологической конференции (27– 29 сентября 1976 г.). – Алма-Ата: Наука КазССР, 1980. – С. 361–364.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7574
    Prefix
    В современных вариантах легенды имя предка указывается как Изөд или Зөд. По мнению Г.О. Авляева термин зёт у калмыков представляет собой «калмыцкий вариант произношения тувинского, а точнее самодийского этнонима чот, чоот, чоогду (йот, дьет)»
    Exact
    [1, с. 363]
    Suffix
    . Как предположил исследователь, зеты попали в состав ойратов, этнических предков калмыков, будучи еще в составе «лесных племен» Алтая, бывшими данниками Джунгарского ханства. После гибели ханства какая-то часть предков зетов осталась на территории Монголии, другая часть с дербетами попала в Нижнее Поволжье.

2
Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа [Текст] / Г.О. Авляев. – 2-е изд., перераб. и исправл. – Элиста: Калм.кн. изд-во, 2002. – 325 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2453
    Prefix
    Авляев, в описании этнического состава калмыков в начале XX века, «калмыки как этнос прошли сложный и весьма длительный исторический путь, в процессе которого имели разнообразные этнические, историкокультурные и другие контакты с народами Центральной Азии, Южной Сибири, Средней Азии и Поволжья»
    Exact
    [2, с. 5]
    Suffix
    . В настоящее время вопросы этнического состава калмыков все еще остаются малоисследованными. В составе субэтнической группы дербетов есть этническая группа зёт (зөд). Ее представители большей часть проживают в Малодербетовском районе Республики Калмыкия, есть род зёт (зөд) в субэтнической группе бузавов, проживающие в Зимовниковском и Сальском районе Ростовской области.

3
Алексеева П.Э. Об этническом составе донских калмыков [Текст] / П.Э. Алексеева, А.Э. Борманджинов. – Элиста: АПП «Джангар», 1999. – 41 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4753
    Prefix
    Какая-то часть зет-кебютов попала во второй половине XIX века на Дон, где разделились на зёт (зөд) и маанин зёт (маанин зөд). Последние были названы так из-за принадлежности к хурулу и выполнению там обязательных работ (калм. маань – молитва; текст молитвы, напечатанный на ткани, бумаге – Т.Ш.)
    Exact
    [3, с. 9, 10]
    Suffix
    . Рода зёт, бывшие в Манычском улусе, в настоящее время составляют этническую группу кевюды, большинство их проживает в поселке с одноименным названием в Ики-Бурульском районе РК. Небольшое количество зётов входило в состав этнической группы Дунду хурульские шабинеры (проживают ныне в Малодербетовском районе РК).

4
Митиров А.Г. Ойраты – калмыки: века и поколения [Текст] / А.Г. Митиров. – Элиста: Калм.кн. изд-во, 1998. – 384 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=3046
    Prefix
    Считается, что они пришли на Волгу в XVII веке в составе бурульских родов дербетов, которые имели «...в себе некогда пять главных родов: Туктунов, Бурулов, Зюнев, Шабинеров и Абганеров, из числа их первые четыре прибыли из Зюнгарии, а последний образовался уже в России, в начале прошедшего столетия»
    Exact
    [4, с. 321]
    Suffix
    . На протяжении XVII–XVIII вв. бурулы являлись одним из наиболее крупных таксонов Дербетовского улуса*. Небольшая часть зётов также была в составе Зюновских родов этого же улуса. После ухода значительной части калмыков с территории России в 1771 году на территорию бывшей Джунгарии, изменились этнический состав оставшихся улусов, их численность и территории кочевий.

  2. In-text reference with the coordinate start=3614
    Prefix
    К тому же именно в Дербетовском улусе в XVIII – XIX веках происходило постоянное дробление аймаков** внутри улуса. По данным К. Костенкова в середине XIX века среди бурулов числились зёты зайсанга Аршиева 119 кибитки, в составе зюнов – 51 кибитка зет-кебютов зайсанга Арабданова
    Exact
    [4, с. 337]
    Suffix
    . Зет кевюды в составе зюновских родов были приходом Сампил Норбо хурула по отчету главы дербетовских хурулов южной части улуса [10, с. 127]. В начале XX века после разделения Малодербетовского улуса на две части (собственно Малодербетовский улус и Манычский) рода тевктнеры (83 киб.), шаряды (45 киб.) и зёды (192 киб.) [4, с. 337] оказались в списках родов Малодербетовского улуса, причем числе

  3. In-text reference with the coordinate start=4027
    Prefix
    Зет кевюды в составе зюновских родов были приходом Сампил Норбо хурула по отчету главы дербетовских хурулов южной части улуса [10, с. 127]. В начале XX века после разделения Малодербетовского улуса на две части (собственно Малодербетовский улус и Манычский) рода тевктнеры (83 киб.), шаряды (45 киб.) и зёды (192 киб.)
    Exact
    [4, с. 337]
    Suffix
    оказались в списках родов Малодербетовского улуса, причем численность их значительно возрастает, а территория кочевий смещается. Необходимо также отметить, что в списках уже Манычского улуса зет-кебюты (ики-зет-кебюты) указаны как ики-кебюты в количестве 284 кибитки, или семей.

5
Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период [Текст] / Под ред. Н.В. Устюгова и др. – М.: Наука, 1967. – 480 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2172
    Prefix
    Каждое из этих объединений имело сложный этнический состав, и как отмечали исследователи в них входили остатки древних тюрко-монгольских родоплеменных групп как, например, хойты, меркиты, урянхусы, батуты, цоросы, кереиты, чоносы, абганеры и др
    Exact
    [5, с. 63]
    Suffix
    . Как отмечал Г.О. Авляев, в описании этнического состава калмыков в начале XX века, «калмыки как этнос прошли сложный и весьма длительный исторический путь, в процессе которого имели разнообразные этнические, историкокультурные и другие контакты с народами Центральной Азии, Южной Сибири, Средней Азии и Поволжья» [2, с. 5].

6
Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов [Текст] / А. Очир. – Элиста: КИГИ РАН, 2016. – 304 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8441
    Prefix
    Очира, зөөд относятся к потомкам самодийских родов, которые издревле расселялись в Южной Сибири и, будучи ассимилированы ойратами (дербетами и баятами) и хубсугульскими дархатами, омонголились. «При этом зөөд появились среди дербетов, баятов и калмыков еще до того, как дербеты переселились на волжские земли»
    Exact
    [6, с. 95]
    Suffix
    , что и определило наличие одноименных групп среди дербетов Монголии и дербетов Калмыкии. Как отмечает А. Очир зафиксированые среди хубсугульских дархатов названия родов хар зоот, цагаан зоот и шар зоот, ученый определенно считает одним из вариантов этнонима зөөд и связывает с названиями чжот, чогду, джеты, джокду, чеда, джода и чота, отмечая, что они есть среди алтайцев и шорцев.

7
Очиров Н. Избранные труды Номто Очирова [Текст] / Н.Очиров. (Сер. «Номин зөөр» («Научное наследие»). – Элиста: АПП «Джангар», 2002. – 152 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7234
    Prefix
    абганеры) были выходцами из рода с одноименным названием в Малодербетовском улусе, род «номчуд» назван так, потому что «из его среды выходили образованные духовные лица», образовавшие позднее хурул, а появление названия четвертого рода ему не удалось выяснить потому, что «...выяснить происхождение названия родов и десятков очень трудно; здесь нашла себе широкое применение народная этимология»
    Exact
    [7, с. 41]
    Suffix
    . Согласно данным этого предания и зафиксированных нами у информантов (тексты предания почти сходны) у зётов было тюркское происхождение. В современных вариантах легенды имя предка указывается как Изөд или Зөд.

8
Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев [Текст] / Л.П. Потапов. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1969. – 196 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9166
    Prefix
    Потапов указывал, что алтайский сеок Чооты, или Йоты, образовался среди кумандинцев и тубаларов из-за переселения телеутских родов. Об этом упоминается в предании о переходе двух братьев, родоначальников этих родов, из Аккыштымской волости Кузнецкого уезда на Бию
    Exact
    [8, с. 60]
    Suffix
    . Предваряя описание родов чооду у тувинцев, Л.П. Потапов отмечал, что этноним «чооду» в форме «чооду», «чооты» (йоты, дьеты), «йуты» (дьуты) известен кроме тувинцев у тофаларов, телеутов – ак-киштымов, кумандинцев, тубаларов, хакасов (койбалы).

9
Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев [Текст] / Л.П. Потапов. – М.: Наука, Глав. ред. вост. лит. – 1969 (б). – 402 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10178
    Prefix
    Прародитель эрзинских чооду был куплен Бааты-ханом (Бату-ханом). Затем он вошел к нему в доверие и был им поставлен для охраны границы в Эрзине. У этого чооду было семь сыновей и семь дочерей, от которых и размножились чооду
    Exact
    [9, с. 62]
    Suffix
    . Таким образом, анализ материалов по этнической группе зёт в составе субэтноса дербетов-калмыков позволяет сделать выводы о нахождении ее в составе еще с ойратского периода. Предположение об общем происхождении калмыцких родов зётов с тюркскими племенами Саяно-Алтая, подтверждается в рассмотренных нами материалах.

10
Шараева Т.И. К вопросу об этническом составе аймака бурул и одноименной группы родов субэтнической группы дербетов-калмыков [Текст] / Т.И. Шараева // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов: сборник научных трудов / Рос. акад. наук, Калм. ин-т гуманитар. исслед. РАН. – Элиста: КИГИ РАН, 2009. – Вып. 1. – С. 124–130.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=3864
    Prefix
    Костенкова в середине XIX века среди бурулов числились зёты зайсанга Аршиева 119 кибитки, в составе зюнов – 51 кибитка зет-кебютов зайсанга Арабданова [4, с. 337]. Зет кевюды в составе зюновских родов были приходом Сампил Норбо хурула по отчету главы дербетовских хурулов южной части улуса
    Exact
    [10, с. 127]
    Suffix
    . В начале XX века после разделения Малодербетовского улуса на две части (собственно Малодербетовский улус и Манычский) рода тевктнеры (83 киб.), шаряды (45 киб.) и зёды (192 киб.) [4, с. 337] оказались в списках родов Малодербетовского улуса, причем численность их значительно возрастает, а территория кочевий смещается.

  2. In-text reference with the coordinate start=4753
    Prefix
    Какая-то часть зет-кебютов попала во второй половине XIX века на Дон, где разделились на зёт (зөд) и маанин зёт (маанин зөд). Последние были названы так из-за принадлежности к хурулу и выполнению там обязательных работ (калм. маань – молитва; текст молитвы, напечатанный на ткани, бумаге – Т.Ш.)
    Exact
    [3, с. 9, 10]
    Suffix
    . Рода зёт, бывшие в Манычском улусе, в настоящее время составляют этническую группу кевюды, большинство их проживает в поселке с одноименным названием в Ики-Бурульском районе РК. Небольшое количество зётов входило в состав этнической группы Дунду хурульские шабинеры (проживают ныне в Малодербетовском районе РК).

11
Шараева Т.И. Этническая группа Дунд хурла шевнр: фольклорные источники по истории возникновения групп (по данным полевых материалов) [Текст] / Т.И. Шараева // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов: сборник научных трудов / Рос. акад. наук, Калм. ин-т гуманитар. исслед. РАН. – Элиста: КИГИ РАН 2008. – Вып. 2. – С. 158–163.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5319
    Prefix
    Согласно существующей легенде, они были переданы в количестве 40 кибиток (семей) их нойоном в дар буддийскому монастырю, согласно существовавшей в то время традиции. Потомки этих зётов, составляя одно из родовых объединений, проживают в поселке Унгун Тёрячи Малодербетовского района РК совместно с родами аадждуд и джеджетены
    Exact
    [11, с. 160–162]
    Suffix
    . В 20-х годах XX века аймак, в котором проживали зёты в Малодербетовском улусе вошел в состав Царицынской губернии (теперь этот район входит в состав Волгоградской области). Рода зёт (зөд), капкихины (капкихн), тергтнер абганеры (тергтн авhнр), шаряды (шаряд) и тевктнеры (тевктнр) были объединены под общим названием «Ар тавн hол» («Пять северных рек»).

12
Эрдниев У.Э. Материалы по калмыцкой этнонимии [Текст] / У.Э. Эрдниев // Вестник института. (Сер. этнография). – Элиста: КНИИЯЛИ, 1974. – Вып. 10. – С. 99–115.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6210
    Prefix
    Зёты кочевали у рек Донская Царица и Бургуста, а также и по балкам Песчаной, Худжирта, Крутой (Надбитов 2011: 32). В их составе были следующие арваны***: «зэд, абганер, шаряд, харнуд, бурул, номчуд»
    Exact
    [12, с. 108]
    Suffix
    . Вероятно, большее количество арвн отображено в источнике из-за того, что несколько из них входили в один род, как это было принято у калмыков. Именно о родах «Ар тавн hол» упоминал в своем отчете о поездке к Астраханским калмыкам в 1909 году Номто Очиров, направленный Восточной секцией Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии, для сбора образцов народного фольклора, составления