The 14 reference contexts in paper Sharaeva Tatiana Isaevna, Шараева Татьяна Исаевна (2017) “Этнические группы у калмыков: материалы о группе зёд (зөд) // The Kalmyks’ ethnic groups: information on zed (зөд) groups” / spz:iplus:atid15:467223

  1. Start
    2172
    Prefix
    Каждое из этих объединений имело сложный этнический состав, и как отмечали исследователи в них входили остатки древних тюрко-монгольских родоплеменных групп как, например, хойты, меркиты, урянхусы, батуты, цоросы, кереиты, чоносы, абганеры и др
    Exact
    [5, с. 63]
    Suffix
    . Как отмечал Г.О. Авляев, в описании этнического состава калмыков в начале XX века, «калмыки как этнос прошли сложный и весьма длительный исторический путь, в процессе которого имели разнообразные этнические, историкокультурные и другие контакты с народами Центральной Азии, Южной Сибири, Средней Азии и Поволжья» [2, с. 5].
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2453
    Prefix
    Авляев, в описании этнического состава калмыков в начале XX века, «калмыки как этнос прошли сложный и весьма длительный исторический путь, в процессе которого имели разнообразные этнические, историкокультурные и другие контакты с народами Центральной Азии, Южной Сибири, Средней Азии и Поволжья»
    Exact
    [2, с. 5]
    Suffix
    . В настоящее время вопросы этнического состава калмыков все еще остаются малоисследованными. В составе субэтнической группы дербетов есть этническая группа зёт (зөд). Ее представители большей часть проживают в Малодербетовском районе Республики Калмыкия, есть род зёт (зөд) в субэтнической группе бузавов, проживающие в Зимовниковском и Сальском районе Ростовской области.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3046
    Prefix
    Считается, что они пришли на Волгу в XVII веке в составе бурульских родов дербетов, которые имели «...в себе некогда пять главных родов: Туктунов, Бурулов, Зюнев, Шабинеров и Абганеров, из числа их первые четыре прибыли из Зюнгарии, а последний образовался уже в России, в начале прошедшего столетия»
    Exact
    [4, с. 321]
    Suffix
    . На протяжении XVII–XVIII вв. бурулы являлись одним из наиболее крупных таксонов Дербетовского улуса*. Небольшая часть зётов также была в составе Зюновских родов этого же улуса. После ухода значительной части калмыков с территории России в 1771 году на территорию бывшей Джунгарии, изменились этнический состав оставшихся улусов, их численность и территории кочевий.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3614
    Prefix
    К тому же именно в Дербетовском улусе в XVIII – XIX веках происходило постоянное дробление аймаков** внутри улуса. По данным К. Костенкова в середине XIX века среди бурулов числились зёты зайсанга Аршиева 119 кибитки, в составе зюнов – 51 кибитка зет-кебютов зайсанга Арабданова
    Exact
    [4, с. 337]
    Suffix
    . Зет кевюды в составе зюновских родов были приходом Сампил Норбо хурула по отчету главы дербетовских хурулов южной части улуса [10, с. 127]. В начале XX века после разделения Малодербетовского улуса на две части (собственно Малодербетовский улус и Манычский) рода тевктнеры (83 киб.), шаряды (45 киб.) и зёды (192 киб.) [4, с. 337] оказались в списках родов Малодербетовского улуса, причем числе
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3864
    Prefix
    Костенкова в середине XIX века среди бурулов числились зёты зайсанга Аршиева 119 кибитки, в составе зюнов – 51 кибитка зет-кебютов зайсанга Арабданова [4, с. 337]. Зет кевюды в составе зюновских родов были приходом Сампил Норбо хурула по отчету главы дербетовских хурулов южной части улуса
    Exact
    [10, с. 127]
    Suffix
    . В начале XX века после разделения Малодербетовского улуса на две части (собственно Малодербетовский улус и Манычский) рода тевктнеры (83 киб.), шаряды (45 киб.) и зёды (192 киб.) [4, с. 337] оказались в списках родов Малодербетовского улуса, причем численность их значительно возрастает, а территория кочевий смещается.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4027
    Prefix
    Зет кевюды в составе зюновских родов были приходом Сампил Норбо хурула по отчету главы дербетовских хурулов южной части улуса [10, с. 127]. В начале XX века после разделения Малодербетовского улуса на две части (собственно Малодербетовский улус и Манычский) рода тевктнеры (83 киб.), шаряды (45 киб.) и зёды (192 киб.)
    Exact
    [4, с. 337]
    Suffix
    оказались в списках родов Малодербетовского улуса, причем численность их значительно возрастает, а территория кочевий смещается. Необходимо также отметить, что в списках уже Манычского улуса зет-кебюты (ики-зет-кебюты) указаны как ики-кебюты в количестве 284 кибитки, или семей.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4753
    Prefix
    Какая-то часть зет-кебютов попала во второй половине XIX века на Дон, где разделились на зёт (зөд) и маанин зёт (маанин зөд). Последние были названы так из-за принадлежности к хурулу и выполнению там обязательных работ (калм. маань – молитва; текст молитвы, напечатанный на ткани, бумаге – Т.Ш.)
    Exact
    [3, с. 9, 10]
    Suffix
    . Рода зёт, бывшие в Манычском улусе, в настоящее время составляют этническую группу кевюды, большинство их проживает в поселке с одноименным названием в Ики-Бурульском районе РК. Небольшое количество зётов входило в состав этнической группы Дунду хурульские шабинеры (проживают ныне в Малодербетовском районе РК).
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5319
    Prefix
    Согласно существующей легенде, они были переданы в количестве 40 кибиток (семей) их нойоном в дар буддийскому монастырю, согласно существовавшей в то время традиции. Потомки этих зётов, составляя одно из родовых объединений, проживают в поселке Унгун Тёрячи Малодербетовского района РК совместно с родами аадждуд и джеджетены
    Exact
    [11, с. 160–162]
    Suffix
    . В 20-х годах XX века аймак, в котором проживали зёты в Малодербетовском улусе вошел в состав Царицынской губернии (теперь этот район входит в состав Волгоградской области). Рода зёт (зөд), капкихины (капкихн), тергтнер абганеры (тергтн авhнр), шаряды (шаряд) и тевктнеры (тевктнр) были объединены под общим названием «Ар тавн hол» («Пять северных рек»).
    (check this in PDF content)

  9. Start
    6210
    Prefix
    Зёты кочевали у рек Донская Царица и Бургуста, а также и по балкам Песчаной, Худжирта, Крутой (Надбитов 2011: 32). В их составе были следующие арваны***: «зэд, абганер, шаряд, харнуд, бурул, номчуд»
    Exact
    [12, с. 108]
    Suffix
    . Вероятно, большее количество арвн отображено в источнике из-за того, что несколько из них входили в один род, как это было принято у калмыков. Именно о родах «Ар тавн hол» упоминал в своем отчете о поездке к Астраханским калмыкам в 1909 году Номто Очиров, направленный Восточной секцией Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии, для сбора образцов народного фольклора, составления
    (check this in PDF content)

  10. Start
    7234
    Prefix
    абганеры) были выходцами из рода с одноименным названием в Малодербетовском улусе, род «номчуд» назван так, потому что «из его среды выходили образованные духовные лица», образовавшие позднее хурул, а появление названия четвертого рода ему не удалось выяснить потому, что «...выяснить происхождение названия родов и десятков очень трудно; здесь нашла себе широкое применение народная этимология»
    Exact
    [7, с. 41]
    Suffix
    . Согласно данным этого предания и зафиксированных нами у информантов (тексты предания почти сходны) у зётов было тюркское происхождение. В современных вариантах легенды имя предка указывается как Изөд или Зөд.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    7574
    Prefix
    В современных вариантах легенды имя предка указывается как Изөд или Зөд. По мнению Г.О. Авляева термин зёт у калмыков представляет собой «калмыцкий вариант произношения тувинского, а точнее самодийского этнонима чот, чоот, чоогду (йот, дьет)»
    Exact
    [1, с. 363]
    Suffix
    . Как предположил исследователь, зеты попали в состав ойратов, этнических предков калмыков, будучи еще в составе «лесных племен» Алтая, бывшими данниками Джунгарского ханства. После гибели ханства какая-то часть предков зетов осталась на территории Монголии, другая часть с дербетами попала в Нижнее Поволжье.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    8441
    Prefix
    Очира, зөөд относятся к потомкам самодийских родов, которые издревле расселялись в Южной Сибири и, будучи ассимилированы ойратами (дербетами и баятами) и хубсугульскими дархатами, омонголились. «При этом зөөд появились среди дербетов, баятов и калмыков еще до того, как дербеты переселились на волжские земли»
    Exact
    [6, с. 95]
    Suffix
    , что и определило наличие одноименных групп среди дербетов Монголии и дербетов Калмыкии. Как отмечает А. Очир зафиксированые среди хубсугульских дархатов названия родов хар зоот, цагаан зоот и шар зоот, ученый определенно считает одним из вариантов этнонима зөөд и связывает с названиями чжот, чогду, джеты, джокду, чеда, джода и чота, отмечая, что они есть среди алтайцев и шорцев.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    9166
    Prefix
    Потапов указывал, что алтайский сеок Чооты, или Йоты, образовался среди кумандинцев и тубаларов из-за переселения телеутских родов. Об этом упоминается в предании о переходе двух братьев, родоначальников этих родов, из Аккыштымской волости Кузнецкого уезда на Бию
    Exact
    [8, с. 60]
    Suffix
    . Предваряя описание родов чооду у тувинцев, Л.П. Потапов отмечал, что этноним «чооду» в форме «чооду», «чооты» (йоты, дьеты), «йуты» (дьуты) известен кроме тувинцев у тофаларов, телеутов – ак-киштымов, кумандинцев, тубаларов, хакасов (койбалы).
    (check this in PDF content)

  14. Start
    10178
    Prefix
    Прародитель эрзинских чооду был куплен Бааты-ханом (Бату-ханом). Затем он вошел к нему в доверие и был им поставлен для охраны границы в Эрзине. У этого чооду было семь сыновей и семь дочерей, от которых и размножились чооду
    Exact
    [9, с. 62]
    Suffix
    . Таким образом, анализ материалов по этнической группе зёт в составе субэтноса дербетов-калмыков позволяет сделать выводы о нахождении ее в составе еще с ойратского периода. Предположение об общем происхождении калмыцких родов зётов с тюркскими племенами Саяно-Алтая, подтверждается в рассмотренных нами материалах.
    (check this in PDF content)