-
- Start
-
2796
- Prefix
-
В., Сартори А.В. (2018) К вопросу о разработке
механизмов и инструментов расширения ценности научно-технологических проектов полного цикла с использованием
методологии TPRL // Экономика науки. Т. 4. No 4. С. 282–296.
П
ервый опыт по организации комплексных проектов, являющихся по своей сути проектами полного цикла
- Exact
-
[1]
- Suffix
-
и проводимых в русле новой государственной политики в области науки и технологий [2], показал, что, несмотря на определённые успехи,
по-прежнему далека от решения задача формирования конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных
исследований и разработок в рамках Федеральной целевой про© А.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
2872
- Prefix
-
С. 282–296.
П
ервый опыт по организации комплексных проектов, являющихся по своей сути проектами полного цикла [1] и проводимых в русле новой государственной политики в области науки и технологий
- Exact
-
[2]
- Suffix
-
, показал, что, несмотря на определённые успехи,
по-прежнему далека от решения задача формирования конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных
исследований и разработок в рамках Федеральной целевой про© А.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
3935
- Prefix
-
вторых, отсутствуют работающие механизмы реализации комплексных проектов
полного цикла в отношении «бесшовного» их
выполнения на различных этапах жизненного
цикла на протяжении всей инновационной цепочки в рамках различных институтов развития;
в-третьих, низкой заинтересованностью
реального сектора экономики в создаваемых
результатах научно-технической деятельности.
Анализ, представленный в
- Exact
-
[3]
- Suffix
-
, показал, что
проблемы, обозначенных в первых двух пунктах
вышеприведённого списка, вызваны тем, что:
– отсутствуют механизмы «сквозной» поддержки программ и проектов, направленных
на достижение стратегических целей, включая
механизм гарантированного государственного заказа или иных форм снижения рисков
инвестирования в рамках существующей системы мер стратегического планирования,
определён
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
4906
- Prefix
-
органами исполнительной власти
(далее ФОИВ), представляют собой инструменты реализации функций самих органов
власти, причём они к тому же слабо координируются между собой, так как предназначены для решения строго очерченного круга
задач (например, задачи развития научного
сектора, развития венчурного рынка или исполнения инвестиционного мандата в области
нанотехнологий и пр.).
В
- Exact
-
[3]
- Suffix
-
приведены некоторые рекомендации,
направленные на устранение этих причин, поэтому подробнее остановимся на проблеме,
отражающей низкую заинтересованность реального сектора экономики в формируемых
научно-технических заделах, технологиях, лицензиях и т.п.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
5895
- Prefix
-
проекта со стороны государства является наличие в проекте индустриального партнёра (как
в ФЦП ИР), т.е. предприятий реального сектора экономики, что, казалось бы, должно отражать их заинтересованность в конкретном
применении результатов исследования. Однако, как показали исследования, только 2–3%
прав на РИД, созданных за государственный
счёт, вовлечены в хозяйственный оборот
- Exact
-
[4]
- Suffix
-
.
С нашей точки зрения, одна из причин
такого явления заключается в чрезвычайно
узкой специализации результатов (с точки
зрения их технологической применимости),
получаемых в проектах, т.е. в том, что изначально справедливо утверждение о том, что
нигде, кроме этих проектов, собственно, результаты оказываются не востребованными.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
8559
- Prefix
-
развития, так
и между составными частями проектов полного жизненного цикла, а оставшаяся – как
проблема повышения коммерческой и технологической эффективности результатов научно-технологического проекта.
Далее нами предлагается подход к решению этих проблем, основанный на создании
специфических механизмов и инструментов,
в основе которых лежит методология комплексной оценки проектов TPRL
- Exact
-
[5]
- Suffix
-
, [6], получившая распространение в последние годы,
а также практический опыт Программы развития проектов ФЦП ИР, направленной на
развитие инновационных потенциалов научно-технических проектов, выполняемых в рамках ФЦП ИР.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
8564
- Prefix
-
, так
и между составными частями проектов полного жизненного цикла, а оставшаяся – как
проблема повышения коммерческой и технологической эффективности результатов научно-технологического проекта.
Далее нами предлагается подход к решению этих проблем, основанный на создании
специфических механизмов и инструментов,
в основе которых лежит методология комплексной оценки проектов TPRL [5],
- Exact
-
[6]
- Suffix
-
, получившая распространение в последние годы,
а также практический опыт Программы развития проектов ФЦП ИР, направленной на
развитие инновационных потенциалов научно-технических проектов, выполняемых в рамках ФЦП ИР.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
8928
- Prefix
-
6], получившая распространение в последние годы,
а также практический опыт Программы развития проектов ФЦП ИР, направленной на
развитие инновационных потенциалов научно-технических проектов, выполняемых в рамках ФЦП ИР.
Применение методологии TPRL
для координации выполнения
проектов полного цикла
Методология TPRL (Technology Project
Readiness Level, термин впервые введён в работе
- Exact
-
[5]
- Suffix
-
) – это система комплексной оценки
текущего состояния (готовности) научно-технологического проекта для широкого круга
дисциплин на основе использования набора
параметров, наилучшим образом характеризующих сбалансированное развитие проекта
в целом.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
9763
- Prefix
-
готовность (ERL); организационная готовность
(ORL); преимущества и риски (BRL); рыночная
готовность и коммерциализация (CRL);
– критерии и индикаторы, среди которых
такие величины, как, например, представленные в табл. 1. Важно отметить, что достижимость различных критериев подтверждается
на основе изучения документов по проекту;
– математические модели и алгоритмы,
представленные в
- Exact
-
[6]
- Suffix
-
, созданные на основе
оценки качества фактов, подтверждающих получения требуемых результатов;
– специальные инструменты оценки –
разработанные в форме WEB-приложения,
размещённого в сети Интернет [7];
– методики проведения исследований,
требуемых методологией TPRL (в качестве
примера приведём методику проведения информационного поиска или методику определения конкурентной цены).
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
9953
- Prefix
-
Важно отметить, что достижимость различных критериев подтверждается
на основе изучения документов по проекту;
– математические модели и алгоритмы,
представленные в [6], созданные на основе
оценки качества фактов, подтверждающих получения требуемых результатов;
– специальные инструменты оценки –
разработанные в форме WEB-приложения,
размещённого в сети Интернет
- Exact
-
[7]
- Suffix
-
;
– методики проведения исследований,
требуемых методологией TPRL (в качестве
примера приведём методику проведения информационного поиска или методику определения конкурентной цены).
На каждом уровне шкалы готовности TPRL
научно-технологический проект должен пройти
ряд стадий, на которых исполнители проекта
решают ряд задач, связанных с проведением
исследований в рамках одного из вышепри
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
13471
- Prefix
-
Это означает,
что изначально команда проекта, находясь
еще на стадии подачи заявки на получение
гранта, должна составить план развития компетенций команды в указанных сферах в рамках ролевой модели
- Exact
-
[8]
- Suffix
-
, гармонизированной
с уровнями технологической готовности TPRL.
Однако, как показал практический опыт апробации методологии TPRL в ходе выполнения
1 Для каждой технологии/продукта, разрабатываемой/ого в проекте.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
22771
- Prefix
-
брокер может рассматриваться как инновационный комбинатор, чья задача – комбинирование технологий
(с точки зрения их интеграции и применения),
людей, ресурсов, налаживание неочевидных
связей и т.д. Ценность техноброкера для проектов полного цикла – внешние связи, опыт,
знания, умения, в чем его функционал во
многом сходится с «разведчиком ресурсов»
(resource investigator) по Белбину
- Exact
-
[9]
- Suffix
-
. Можно
сказать, что техноброкер отвечает за валидацию и обогащение проекта внешним миром.
Такое понимание роли техноброкеров позволяет предложить процесс повышения ценности результатов (на основе методологии
TPRL и опыта Программы развития) проектов
полного цикла в виде схемы, представленной
на рис. 2, на котором схема адаптирована
под выполняемую программу ФЦП ИР.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
26248
- Prefix
-
Именно положительный опыт проведения
Программы развития позволил сформулировать гипотезу о возможности создания такой
сети, несмотря на то обстоятельство, что все
известные попытки создания подобных сетей
в РФ закончились неуспешно (в отличие от
существующего зарубежного опыта)
- Exact
-
[10]
- Suffix
-
:
• Сеть OhMyMentor! (проект закрыт);
• Сеть Expinet (http://www. expinet. ru) –
проект в итоге сфокусировался, прежде всего,
на экспертизе федеральных и региональных
проектов информатизации;
• Сеть Startbase (https://startbase. ru) –
проект ограничился ведением каталога инновационных проектов в интересах Фонда инфраструктурных и образовательных программ
РОСНАНО.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
29166
- Prefix
-
Это означает, что уже на ранних уровнях готовности проекта требуются
компетенции, которыми обладают техноброкеры, для:
1. Поддержки процесса трансляционных
исследований;
2. Идентификации областей коммерциализации;
3. Поиска альтернативных областей коммерциализации, рекомбинационные инновации
- Exact
-
[11]
- Suffix
-
;
4. Идентификации разрушающих инноваций (disruptive innovations), способных решить
существующие производственные или технологические задачи новым высокоэффективным
способом;
5. Идентификации и вовлечения в проект
промышленных и производственных партнеров с целью повышения производственной
и инженерной готовности будущих результатов проекта (MRL и ERL).
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
29727
- Prefix
-
Таким образом для повышения объемов использования результатов исследований в реальном секторе экономики необходимо своевременное обеспечение исследовательских
проектов экспертизой (в т. ч. самооценкой),
построенной на принципах сетевой экспертизы
- Exact
-
[12]
- Suffix
-
по различным составляющим проекта
в рамках методологии TPRL.
Проведение такой экспертизы может быть
ограничено в силу специфики различных программ поддержки, реализуемым институтами
развития, так, например, для ФЦП ИР в настоящее время представляется неприемлемым
свободный доступ третьих лиц к научно-технической документации, разрабатываемой
научными коллективами в рамках выполнения
проекто
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
33483
- Prefix
-
Для второго случая видится возможность применения инструмента «зависимой
экспертизы», которая кроме заключения и рекомендаций проекту способная предоставить
отсутствующие в проекте компетенции.
Существующая практика
- Exact
-
[13]
- Suffix
-
привлечения независимых экспертов показывает, что
Рис. 3. Предлагаемый процесс функционирования экспертной и менторской сети
без достаточного погружения в проект и без
должной ответственности за его реализацию,
эксперт не может конструктивно оценить потенциал и перспективы проекта.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
39321
- Prefix
-
Такой подход требует апробации и глубокого
анализа, поскольку в таком случае теряется
доверие, обеспечиваемое другим институализированным потребителем инноваций.
Мотивация участия экспертов/советников
на этапе развития бизнес-проекта за рубежом и в стране проработана гораздо лучше
- Exact
-
[14]
- Suffix
-
. Founders Institute рекомендует выдавать
ментору/советнику/члену консультативного
совета проекта (Advisory Board) от 0,1 до 1%
доли в капитале компании в зависимости от
стадии проекта и объема участия советника.
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
39912
- Prefix
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На состоявшемся 23 ноября 2016 г. под
председательством Владимира Путина заседании Совета при Президенте по науке и образованию, в ходе которого обсуждался проект
Стратегии научно-технологического развития
России
- Exact
-
[15]
- Suffix
-
, было отмечено, что решение задачи по созданию мощной технологической
базы, для обеспечения опережающего роста
экономики и глобальной конкурентоспособности отечественных компаний, выведения на
новое качество медицины и сельского хозяйства, ускорения освоения наших территорий,
включая Арктику и Дальний Восток России,
возможно только при концентрации бюджетных и частных ресурсов, при тесном вз
- (check this in PDF content)
-
- Start
-
41874
- Prefix
-
для оценки проектов на поздних стадиях инвестиционной привлекательности для бизнеса может стать такая
характеристика, как IRL (Investment Readiness
Level), отражающая инвестиционную готовность проекта, как, например, предпринятая
попытка в венчурной сфере описать 9-и уровневую модель готовности проекта к венчурным инвестициям, VIRAL (Venture InvestmentReadiness and Awareness Levels)
- Exact
-
[16]
- Suffix
-
. Данная
характеристика должна быть полезна для
обеих сторон инвестиционного процесса:
• Инвестор сможет получить достаточный
объем информации для анализа и отбора целевых для него проектов (интервал TPRLs);
• Команда проекта будет точно знать,
каким требованиям должен отвечать проект,
чтобы он мог быть поддержан данным инвестором.
- (check this in PDF content)